Преподаватели ИПиНБ приняли участие в теоретико-методологическом семинаре «Право и политика»
Сведения об образовательной организации
Институт права и национальной безопасности
ИПНБ — Интеллектуальный Подход к Надежному Будущему!
Преподаватели ИПиНБ приняли участие в теоретико-методологическом семинаре «Право и политика»
/ Новости

Преподаватели ИПиНБ приняли участие в теоретико-методологическом семинаре «Право и политика»

28
июня
2017
Преподаватели ИПиНБ приняли участие в теоретико-методологическом семинаре «Право и политика»

Преподаватели Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС 28 июня 2017 года приняли участие в теоретико-методологическом семинаре «Право и политика» в Институте государства и права Российской академии наук.

В дискуссии приняли участие сотрудники Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС, Института государства и права РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и др.

Е.Г. Лукьянова, к.ю.н., зав. кафедрой теории государства и права имени Г.В. Мальцева Юридического факультета ИПиНБ РАНХиГС отметила, что концепция и практика светского государства являются продуктом культуры правового типа, социальной структуры, отношения в которой строятся на признании личной свободы и формального равенства. Институт светского государства неразрывно связан с системой прав и свобод человека и их гарантий, является социальной предпосылкой и гарантией обеспечения прав и свобод и в то же время – следствием их обеспечения. Обсуждаемая в рамках семинара попытка новой интерпретации концепции светского государства, по мнению Е.Г. Лукьяновой, выступает свидетельством пренебрежения теоретическим мышлением, целью которого выступает обнаружение «чистых» типов явлений.

Е.А. Юртаева, к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права имени Г.В. Мальцева Юридического факультета им. М.М.Сперанского ИПиНБ РАНХиГС обратила внимание на то, что историческое и культурное развитие обществ и государств дает примеры конструктивности религиозных государств, деструктивности светских и наоборот. Новая доминанта в развитии государства неизбежно ведет к уничтожению прежнего чувства безопасности и порождает страхи. Воспроизведение в современном российском обществе новых запретов и ритуалов – свидетельство экзистенциальной боязни, свойственной, как показывает политическая практика, не только человеку, но и государству.

Э.В. Габрелян, к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права имени Г.В. Мальцева Юридического факультета им. Сперанского ИПиНБ РАНХиГС в своем выступлении отметил, что доктрина и практика светского государства как результат западного социокультурного процесса секуляризации представляет собой один из аспектов доктрины и практики правового (либерального) государства (институциональной защиты свободы слова, совести, вероисповедания, мировоззренческого плюрализма, формального равенства индивидов как важнейших социокультурных ценностей). Именно в практике правового (светского) государства обеспечивается защита прав верующих. Говоря о процессе секуляризации следует иметь в виду, что этот процесс, во-первых, даже в западном социокультурном пространстве не имеет завершенный характер («возвращение религии»), во-вторых, не имеет универсальный и всеобщий характер, является «диванным маршрутом», незначительным, хотя и весьма влиятельным исключением в многообразии социокультур. Концепция и практики «постсекулярного» общества возникли и развиваются именно в пределах секулярной парадигмы и светского государства. «Постсекулярное» общество приемлет «факт дальнейшего существования религиозных общин в постоянно секуляризирующейся среде и адаптируется к нему» (Ю. Хабермас). От постсекулярного состояния следует отличать десекуляризацию – целенаправленную «провластную» десекуляризацию, смысл которой существенно иной. Это – использование религии (веры в сверхъестественные инстанции, «неочевидные сущности») и ее институтов якобы для защиты (а фактически – ее имитации) прав верующих через введение в законодательное и правоприменительное поля специфических новых конструкций (вроде «религиозных чувств верующих») с вполне прагматичной целью обнаружения еще одного источника легитимации политического властвования. Сами по себе конституционные прескрипции о светскости государства не позволяют выводить дескриптивные суждения о нейтралитете государства по отношению к верующим, атеистам или агностикам и открыты для интерпретации правоприменительными инстанциями.

А.М. Михайлов, к.ю.н., доцент кафедры истории государства и права Юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ РАНХиГС отметил, что концепция светского государства носит ценностный характер, напрямую связана с мировоззрением и нуждается в серьезном рациональном обосновании, которое бы ясно продемонстрировало ее достоинства в сравнении с концепцией религиозного государства. Концепция светского государства неразрывно связана с индивидуалистической по своему характеру ценностью свободы совести, которой защищается частная сфера человека и в целом институт личности от давления со стороны общества и государства. Представление о процессе секуляризации как объективном, всеобщном и неизбежном, продолжавшемся в течение нескольких веков (в XVI-XIX вв.), явлении может иметь немало оппонентов из числа правоведов, поскольку достаточной аргументации в теоретико-правовой литературе не приводится. Атеистическое государство нельзя считать разновидностью светского, поскольку в нем нарушается принцип нейтралитета государства по отношению к религиозным организациям.


Анонсы

Все анонсы



Бакалавриат и специалитет
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
Магистратура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
ДПО
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 1, каб. 2235 и 2236
Аспирантура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп.1, каб. А-130
Факультеты Института
Карта сайта
Институт права и национальной безопасности