Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий научные организации правом обучать студентов по программам специалитета. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Ранее таким правом обладали только вузы. Новые нормы вносят изменения в законы об образовании и науке в РФ и устанавливают, что научные организации, перечень которых будет утверждаться правительством, также смогут вести обучение по программам специалитета.
Инициаторами законопроекта выступили спикер Совфеда Валентина Матвиенко и сенатор Лилия Гумерова.
Как отмечала Гумерова, при разработке документа авторы ориентировались на успешный опыт Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова, где с 2018 года в рамках эксперимента реализуется обучение по программе специалитета «Лечебное дело».
По ее словам, новый закон позволит подготовить больше квалифицированных специалистов, которые необходимы для технологического развития страны.
«Совмещение научной и преподавательской функций лежит в основе современной системы высшего образования. В течение последних двух десятилетий государственная политика была направлена на расширение научной деятельности в организациях высшего образования путём создания научно-исследовательских подразделений, предоставления грантов, стимулирования публикационной активности и прочих мер. Предлагаемые поправки заходят с другой стороны – они призваны способствовать сближению научных организаций, которых в нашей стране довольно много (в т.ч. в структуре РАН), с высшим образованием. Нельзя сказать, что раньше они жили изолированно, ведь сотрудники научных организаций в подавляющем большинстве работали и работают по совместительству в различных вузах в частном порядке. Однако предложенная мера позволит реализовывать программы высшего образования в сетевой форме и задействовать не только кадровый потенциал научных организаций, но и их материально-техническую базу. В перспективе это действительно будет способствовать повышению качества подготовки кадров», – комментирует новость Айрат Сатдыков, заместитель директора научно-исследовательского центра по науке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.
«Сегодня еще в ходе профессионального образования нужно понимать, какие реальные задачи предстоит выполнять выпускнику на рабочем месте. То, что научные организации смогут заниматься и реализацией образовательных программ, очень важно, т.к. задача развития исследований, инноваций и новых направлений в науке является приоритетной. В этом смысле любой университет проиграет научной организации. С другой стороны, наверное, не будет иметь смысла вводить программу бакалавриата в каждой научной организации. Например, студент собирается стать медиком. В начале ему нужно прочитать общие курсы – они входят в базовую систему подготовки, которую, наверное лучше было бы реализовать именно в вузе. Поэтому мне кажется, что самая главная задача, которая может быть поставлена перед научными организациями – это подготовка магистров, которые уже ориентированы на конкретную сферу исследований. В целом это безусловно позитивная история. Будем надеяться, что она даст какой-то новый толчок для генерации ученых, потому что сегодня в сфере науки и исследований очень много возрастных людей, а молодежи не так много. Думаю, что решение, которое принято на уровне страны, поможет изменить ситуацию», – считает Виктория Прудникова, директор Самарского филиала РАНХиГС.