Как подчеркивал Президент, огромные природные возможности России нужно использовать для наращивания выпуска экологически чистых товаров. Утвержденная стратегия позволит сформировать отдельный сектор в сельском хозяйстве, где не применяются минеральные удобрения.
Документ предусматривает: разработку и совершенствование соответствующих национальных стандартов, развитие технологий и инфраструктуры производства, расширение экспорта экологичных продуктов, внедрение для бизнеса дополнительных стимулов, позволяющих ускорить создание передовых агротехнологий, стартапов и инноваций, запуск новых образовательных программ на базе ведущих отраслевых вузов для подготовки квалифицированных специалистов в этой сфере.
Одно из главных мероприятий плана – продвижение органической продукции на внутреннем рынке. Оно будет включать в себя проведение презентаций и выставок, а также подготовку информационных и образовательных программ. Еще одно направление работы – заключение в рамках ЕАЭС соглашения о порядке признания продукции органической. Оно может появиться уже к концу 2024 года.
«В ситуации, когда внутренний рынок в целом в количественном измерении уже насыщен, производство органической продукции может стать драйвером развития российского сельского хозяйства наряду с экспортом. Потребление такой продукции должно расти вместе с доходами населения, изменением модели питания, перераспределением средств на покупку более здоровой пищи.
Для успешного развития отрасли нужно сосредоточить усилия по нескольким основным направлениям, предусмотренным в Стратегии. Во-первых, это – стандартизация органической продукции, позволяющая потребителю выделить такую продукцию на полке и быть уверенным в ее качестве. Во-вторых – развитие технологий и инфраструктуры производства, позволяющих нарастить ее выпуск.
Наряду с развитием внутреннего рынка органической продукции перспективны ее поставки на внешние рынки, растущие в этом сегменте. Органическая продукция объективно дороже традиционной, и это должно помочь преодолеть существующую проблему недополучения экспортных доходов из-за более низких цен на российское продовольствие в сравнении с конкурентами», – комментирует новость Денис Терновский, ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС.
«Развитие органического сельского хозяйства обусловлено возрастающими в мировом масштабе потребностями в экологически чистой сельскохозяйственной продукции, потребление которой воспринимается как здоровое питание. Однако сейчас эти потребности действительно не в полном объеме удовлетворяются предложением на рынке.
В количественном выражении в России пока очень мало торговых точек, которые продают органическую продукцию. Линейка ассортимента товаров в них невелика, а цены на эти товары гораздо выше, чем на продукцию, произведенную с использованием традиционных аграрных технологий.
Снижению цен на органическую продукцию может способствовать взаимодействие ее производителей в вопросах развития перерабатывающих производств и собственной торговой инфраструктуры, в том числе логистики и интернет-торговли. Такая тактика поможет сформировать совместные цепочки по созданию ценности и повышению устойчивости функционирования органического сельского хозяйства в России», – считает Людмила Проняева, эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС.