Разработка Стратегии внешнеполитической деятельности по обеспечению национальных интересов России в региональных экономических объединениях
Сведения об образовательной организации
Институт права и национальной безопасности
ИПНБ — Интеллектуальный Подход к Надежному Будущему!
Разработка Стратегии внешнеполитической деятельности по обеспечению национальных интересов России в региональных экономических объединениях
/ Научно-исследовательские проекты

Научно-исследовательская работа по теме:

«Разработка Стратегии внешнеполитической деятельности по обеспечению национальных интересов России в региональных экономических объединениях» выполнена в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС при Президенте Российской Федерации на 2013 год

Руководитель работы – доктор политических наук, профессор А.Н. Михайленко

Реферат

Ключевые слова: Таможенный союз, Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, Евразийский экономический союз, Евразийская экономическая комиссия, Союзное государство России и Белоруссии, Каспийская «пятерка», региональная интеграция, национальные интересы России.

Объект исследования – интеграционные процессы в Едином экономическом пространстве, Союзном государстве и Каспийской «пятерке».

Предмет исследования – реализация национальных интересов России в этих объединениях.

Цель исследования состоит в определении основных направлений повышения эффективности реализации национальных интересов России в ЕЭП, СГ и КП.

Задачи исследования состоят в анализе цели, задач, принципов внешнеполитической деятельности России в евразийской интеграции, исследовании состояния выделенных РЭО, выявлении существующих проблем в их функционировании и определении основных направлений повышения эффективности российской внешнеполитической деятельности в них.

При проведении НИРа использованы общенаучные методы (анализа, синтеза, компаративные методы и другие), а также экономико-статистические методы.

В ходе работы получены следующие результаты. Определен алгоритм разработки стратегии внешнеполитической деятельности по реализации национальных интересов России в региональных экономических объединениях. Разработка такой стратегии состоит в определении российских внешнеполитических принципов в отношении этих объединений, установлении цели и задач, которые Россия стремится решить в них. Для успешного решения этих задач необходимо проанализировать современное состояние РЭО, выявив положительные тенденции в его развитии, а также имеющиеся в нем проблемы. На этой основе целесообразно определить основные направления внешнеполитической деятельности по усилению успешных аспектов в функционировании РЭО и разрешению установленных ранее проблем.

Анализ зарубежного опыта деятельности крупных держав в региональных интеграционных объединениях показывал, что между их  национальными интересами и интересами интеграционных союзов нет знака равенства. В данном исследовании рассматривались стратегические подходы России к интенсификации евразийской интеграции в Едином экономическом пространстве, Союзном государстве и в Каспийской «пятерке».

В политике России в ЕЭП выявлены шесть основных групп проблем и направлений их решения. России необходимо обеспечить количественное и качественное геополитическое укрепление ЕЭП. Требуется предпринять усилия по расширению внутреннего рынка стран «тройки». Повышение качества хозяйственного регулирования интегрируемой структуры «тройки» должно предусматривать несколько направлений. Всем участникам ЕЭП следует обратить внимание на необходимость расширения социальной базы интеграции. Эффективное развитие ЕЭП требует решения внешнеполитических проблем евразийской интеграции с основными геополитическими игроками (Евросоюз, США, Китай). В Едином экономическом пространстве должна проводиться информационная политика о евразийской интеграции качественно другого уровня.

В отношении политики России в Союзном государстве получен ряд важных выводов и предложений. В частности, России необходимо обеспечить дальнейшее сближение и согласование национальных макроэкономических политик, гармонизировать национальные законодательства в области экономики. Следует поручить Совету Министров Союзного государства разработать и внести на рассмотрение Высшего Госсовета Союзного государства долгосрочную Программу сотрудничества России и Белоруссии в нефтегазовой сфере. Целесообразно активизировать процесс организации российско-белорусских транснациональных корпораций, в 2013-2015 гг. создать пять крупных совместных компаний. В рамках формируемой единой транспортной системы необходимо организовать деятельность совместного государственного контейнерного оператора. Следует стремиться к тому, чтобы обеспечить сближение и согласование национальных аграрных политик.

Необходимо подготовить и внести на рассмотрение высшего органа власти Союзного государства нормативно-правовой акт, определяющий порядок отнесения имущества и собственности Союзного государства.  Стороны должны наращивать торгово-экономические связи России и Белоруссии, к 2015г. довести  ежегодный товарооборот между ними до 50 млрд. долл. в год; увеличить бюджет Союзного государства, доведя его объем к 2015 г. до 10 млрд. российских рулей в год. В 2015г. можно было бы внести на заседание глав государств в рамках Евразийской экономической комиссии предложения о введении на территории стран-участниц Евразийского экономического союза единой денежной единицы (валюты) с единым эмиссионным центром.

Реализация национальных интересов России в Каспийском регионе связана с рядом факторов. Во-первых, она связана с оптимизацией региональных связей на энергетическом рынке, формирующихся в интересах общей региональной безопасности и устойчивости экономической системы региона. Во-вторых, необходимо вести совместную работу по модернизации топливно-энергетического комплекса стран региона. В-третьих, с реализацией предпосылок создания международного союза каспийских государств; именно в составе союза страны региона будут более конкурентоспособны на мировом рынке. В-четвертых, Россия заинтересована в диверсификации структуры торгово-экономических отношений между странами региона путем перехода от двустороннего, трехстороннего к многостороннему формату регионального сотрудничества во всех секторах экономики.

На сегодня главным направлением решения проблем  Каспия  является создание предпосылок для регионального экономического сотрудничества, основанного на ряде принципов. Каспийский регион  является единой и уникальной социально-экономической системой, разрушение которой равнозначно эколого-экономической катастрофе глобального масштаба. Россия должна продвигать идею о том, что социально-экономические интересы стран региона превыше интересов внерегиональных игроков. В этом плане приоритетным направлением внешнеэкономического сотрудничества является развитие региональных связей. Для этого целесообразно создать экономическую объединение в виде Совета государств Каспийского моря и учредить Каспийскую зону экономического сотрудничества.

Полученные в ходе НИРа результаты могут быть использованы при планировании российской внешней политики в региональных экономических объединениях, а также в дальнейшей теоретической разработке проблем евразийской интеграции.

Год выпуска 2013


<<


 



Бакалавриат и специалитет
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
Магистратура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
ДПО
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 1, каб. 2235 и 2236
Аспирантура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп.1, каб. А-130
Факультеты Института
Карта сайта
Институт права и национальной безопасности