В Совете Федерации 13 марта 2025 года состоялось совещание «Оценка добросовестности налогоплательщика в системе налогового администрирования: законодательное регулирование и правоприменительная практика», в котором приняли участие эксперты Президентской академии Карина Пономарева, Марина Иванова, Михаил Демьянец, Ирина Антропцева, Мария Ушакова, Талгат Мыктыбаев.
Участники совещания обсудили, в частности, вопросы отнесения налогоплательщиков к категории добросовестных (уточнения критериев добросовестности), разграничения механизма налоговой оптимизации и способов получения необоснованной налоговой выгоды, ответственности налогоплательщиков за действия контрагентов, применения механизмов налоговой реконструкции, налоговой амнистии. Также детально была рассмотрена проблематика эффективности и достаточности принятых решений, практика их реализации, в том числе судебная.
Модератором совещания стал заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин.
Профессор Высшей школы правоведения Карина Пономарева выступила с докладом «О критериях добросовестности налогоплательщика» и указала, что понятие добросовестного налогоплательщика было введено в оборот Конституционным Судом Российской Федерации еще в 1998 г. С тех пор категория добросовестности является одной из наиболее обсуждаемых категорий в налоговом праве наряду с концепцией необоснованной налоговой выгоды.
Конституционный Суд Российской Федерации не раз подчеркивал важность соблюдения принципа правовой определенности. Однако правоприменительная практика не всегда развивается в соответствии с этими постулатами. Нередки случаи, когда без рассмотрения дела судами нескольких инстанций невозможно установить, как отличить добросовестную налоговую оптимизацию (например, раздел бизнеса между членами семьи) и недобросовестную оптимизацию.
Ярким примером тому является правоприменительная практика по делам о дроблении бизнеса. В 2024 году в результате принятия Федерального закона от 12.07.2024 г. № 176-ФЗ понятие «дробление бизнеса» получило законодательное закрепление, а до сведения налогоплательщиков были доведены подробные рекомендации ФНС России. Вместе с тем на практике вопрос обоснованности дробления бизнеса разрешается судами в каждом отдельном случае, причем в похожих ситуациях могут быть вынесены противоположные решения. Зачастую правоприменение связано скорее с проблемами фактических доказательств, нежели с проблемами налогового права как такового.
Поскольку в российском законодательстве отсутствует определение добросовестности налогоплательщика, на практике могут возникать трудности при оценке его поведения при применении льгот или специальных налоговых режимов. Более того, критерии добросовестности могут различаться для различных сфер деятельности. Определенность в части позиции по вопросу о необходимости закреплять в законе понятие добросовестности была внесена Минфином России (письмо от 29 марта 2023 г. 03-02-06/39284): установление критериев добросовестности на законодательном уровне не является целесообразным.
Доцент кафедры административного, информационного и финансового права Михаил Демьянец выступил с докладом «Добросовестность налогового администрирования».
«С учетом положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, устанавливающих обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов. Несоблюдение принципа добросовестного налогового администрирования выступает правовым основанием для оспаривания решений, действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц в порядке арбитражного и административного судопроизводства.
В настоящий момент судебная практика демонстрирует обширное количество дел, в рамках которых налогоплательщикам в судебных инстанциях различного уровня частично или в полном объеме удается оспорить решения, действий (бездействий) налоговых органов в том числе в силу того, что не был соблюден принцип добросовестности налогового администрирования.
В этой связи при реализации принципа добросовестности налогоплательщика, предусмотренного ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, полагаем важным учитывать обеспечение налоговыми органами соблюдения принципа добросовестности налогового администрирования, который способствует формированию комфортных условий налогового администрирования и является гарантией соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации», - отметил эксперт.
По итогам совещания будут выработаны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования института налоговой добросовестности.