4 июля 2016 года Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса провела круглый стол «Организация и создание механизмов общественного мониторинга реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года».
Модератором круглого стола выступили:
Сазонов Дмитрий Валерьевич - Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам малого и среднего бизнеса, вице-президент «ОПОРА РОССИИ»;
Егорова Мария Александровна – И.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС, при Президенте РФ, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, д.ю.н., доцент.
К участию в круглом столе были приглашены представители органов государственной власти, научного сообщества, бизнес-объединений и предпринимательских сообществ. Среди участников заседания были члены Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса, члены профильных комитетов Госдумы РФ и Совета Федерации, руководство АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», представители общественных организаций, научного сообщества и предприниматели.
В рамках мероприятия представители ОП РФ и эксперты рассмотрели приоритетные направления работы по улучшению бизнес-климата в России. Главным выводом была признана необходимость изменения отношения представителей административно-надзирающего аппарата к предпринимателям. Круглый стол организовала Комиссия Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса совместно с Ассоциацией молодых предпринимателей России (АМПР).
Выступая на XX Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Владимир Путин одной из основных задач в развитии МСП назвал создание в этом сегменте продукции, конкурентной на мировом рынке. В июне 2016 г. утвердили Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 г. (распоряжение от 02.06.2016 №1083-р Д. А. Медведева). Стратегия включает комплекс мер по увеличению доступа предпринимателей к различным финансовым ресурсам, в том числе закупкам госкомпаний, уменьшение административной нагрузки и другие. Согласно документу, к указанному сроку доля малых и средних предприятий в ВВП страны должна вырасти вдвое и составить порядка 40%.
Для эффективной реализации Стратегии на местах необходимо создание качественной системы общественного контроля, считают организаторы круглого стола. Общественный мониторинг позволит в том числе выстроить качественную коммуникацию между органами государственной власти, научным сообществом и бизнесом – для оперативного обмена информацией о результатах и эффективности принимаемых мер. Предполагается создать на базе Комиссии ОП РФ коммуникационной площадки для диалога между представителями всех субъектов реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 г.
Основные выступления:
«Зачастую результаты, на которые рассчитывают бизнес и власть, расходятся. Во многом это зависит от большого количества субъектов исполнения», – отметил Дмитрий Сазонов. В этой связи общественным институтам необходимо уделять больше внимания данной повестке и быть реальным каналом обратной связи от предпринимателей к госорганам. Приоритетом был назван риск-ориентированный подход в работе госструктур с предпринимателями, а также повышение качества межведомственного взаимодействия. Все это должно «уменьшить нагрузку на предпринимателей по сбору и передаче информации из органа в орган», подчеркнул спикер.
Мария Егорова выступила с докладом на тему: «Основные направления совершенствования механизмов государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии-2030». По ее мнению, очень важно выстроить информационное межведомственное взаимодействие. Кроме этого, необходимо провести унификацию документации, предоставляемой субъектами МСП при регистрации и ведении ежегодной отчетности. Это, в частности, позволит существенно сократить время и издержки государственных проверок.
В ходе выступления эксперт акцентировала внимание собравшихся на проблемы, возникающие у предпринимателей с подключением объектов недвижимости, эксплуатируемых малым бизнесом, к сетям энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. «Нам надо разработать единые правила регистрации, а также создать единую типовую форму договора», – заключила Мария Егорова.
В своем выступлении Виктор Вайпан отметил, что «Малый и средний бизнес является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики России. По оценке Минэкономразвития РФ 95% коммерческих организаций в РФ относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства. Поэтому государство уделяет его развитию повышенное внимание. Создана постоянно действующая специальная Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Реализуются масштабные программы финансовой поддержки субъектов МСП, для них предусмотрены специальные налоговые режимы, облегчен доступ к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, сформирована широкая сеть организаций, образующих инфраструктуру поддержки. Предпринимаются усилия для снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес».
В дискуссии приняли участие:
Основными целями и задачами круглого стола явились: выработка механизмов общественного мониторинга за ходом реализации «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года», создание на базе Комиссии Общественной палаты РФ коммуникационной площадки для выстраивания диалога между представителями всех субъектов реализации «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года» с участием членов профильных Комитетов Государственной думы РФ, Совета Федерации РФ, членов Общественной палаты РФ, представителей некоммерческих предпринимательских объединений и сообществ, научной среды, независимых экспертов;
Вице-президент РСПП Мария Глухова предложила обязать органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит развитие МСП, публиковать доклады, которые они выносят на рассмотрение Правительства РФ (за две недели до вынесения на обсуждение). Депутат Госдумы РФ Сергей Кузин отметил, что помимо контроля общественные институты должны создавать информационно-просветительские кампании по популяризации предпринимательской деятельности среди населения. Подводя итоги обсуждения, Дмитрий Сазонов отметил, что все предложения, озвученные на слушаниях, будут включены в итоговую резолюцию комиссии.