«Армия-2017»: гуманитарный аспект военно-политической науки
В мероприятиях завершившегося 27 августа Международного военно-технического форума «Армия -2017» приняла участие заместитель директора Института права и национальной безопасности РАНХиГС, заведующая кафедрой государственного управления и национальной безопасности, доктор политических наук, профессор А.В. Шевченко. Ее выступление на тему: «Когнитивное моделирование военно-гражданских отношений: междисциплинарный подход» прозвучало на круглом столе «Актуальные вопросы управления обороной Российской Федерации», организованном Военным институтом управления национальной обороны Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
(Публикуется сокращенный текст выступления – прим. редакт.)
Когнитивное моделирование военно-гражданских отношений: междисциплинарный подход
Технология когнитивного моделирования предназначена для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях, в том числе возникающих во внутренних и внешних военно-гражданских отношениях.
Применение военной силы в современный период имеет акцент публичности – т.е. демонстративное обращение субъектов военной политики для легитимации своих действий общественным мнением как в масштабе национальных государств, так и на глобальном уровне. Это актуализует необходимость поиска способов обнаружения и устранения новых угроз, связанных с применением политических коммуникаций гражданской сферы в военных целях.
<…> Внутри национальных государств интересы военных и гражданских участников коммуникаций согласуются относительно обеспечения национальной безопасности. В рамках международных военно-гражданских отношений (МВГО) в соответствии уставом ООН осуществляется взаимодействие государств, администраций военно-политических блоков и гражданской общественности на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровне по поводу обеспечения международной военной безопасности.
Активное вовлечение в международную военную политику средств массовой информации и коммуникации (политизация СМИ и СМК) образует информационно-коммуникативную сферу ВГО и МВГО. Её содержанием является формируемый участниками дискурс.
Из множества определений дискурса мы выбираем наиболее аналитически емкое, представляющего дискурс не как уже готовый, зримый и слышимый текст, а как «предконтекст», в котором научно просматривается не только мир идей и идеологий, но и вполне определенный пласт явлений, которые и порождающих, и, в то же время, их включающий (М. Фрай).
<…>В политических дискурсах объектом выступает власть, предметом – все, что касается ее проявления и реализации. В МВГО объектом дискурса становится и международная, и национальная военная безопасность. Основным методом исследования дискурсов военно-гражданских отношений является дискурс-анализ (дискурс-аналитический подход), цель которого – представить дискурс в форме «носителя смысла» (по Борботько) – смысла противостояния глобальных военно-политических акторов в проблеме современного и грядущего мироустройства. <…>
На предыдущем Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» мы представляли авторскую концептуальную модель системы понятий, фундирующих теорию информационно-коммуникативной субъектности, модели информационного менталитета и информационного метаболизма. Обе модели используются в изучении национальных и международных дискурсов, в том числе – дискурсов военно-гражданских отношений.
Наши дальнейшие исследования направлены на познание когнитивных процессов участников военно-гражданских отношений. Речь идет об овладении методами анализа политической риторики и речевого воздействия, а также методами когнитивистики - когнитивно-риторическом анализе.
Следует признать, что специалистами, занятыми обеспечением безопасности информационно-псхологического пространства дискурса ВГО и МВГО слабо освоена новая отрасль науки – лингвистика дискурса, интегрирующая в себе когнитивистику, коммуникативистику, теории социализации и деятельности. В ее фарватере формируется интегративный, антропосемиотический (т.е. общение людей с опорой на знаки и знаковые системы) каузально-генетический подход и одноименный метод каузально-генетического моделирования дискурсов (автор метода – белорусский ученый И.Ф. Ухванова-Шмыгова).
<…> Дискурсы ВГО и МВГО следует разделять на энкратические – дискурсы властных элит, и акратические – дискурсы не-власти. Наглядный пример – международный дискурс по крымской тематике, в рамках МВГО формируемый военно-политическими силами Евросоюза, США, Украины, в рамках ВГО – сторонниками и противниками движения «Крым наш». Несмотря на определенное эмоциональное напряжение, информационное поле этого дискурса лишено ярко выраженной информационно-коммуникативной субъектности: профессиональная публицистика – выродилась в несопоставимые по силе духоподъемности колумнистику или блоггерство; политические ток-шоу стагнируют; военно-политический дискурс на официальном уровне производит слабые кумулятивные эффекты, не проникающие в социум. Усугубляется технологический разрыв между сетевой киберкоммуникацией и телекоммуникацией, усугубляющий когнитивно-эмоциональный поколенческий разрыв.
<…> Особое внимание следует обратить на состояние оборонного сознания общества. Обладая собственной спецификой, оно направлено на понимание фактора существующих внешних и внутренних угроз в мире и необходимости не только профессиональной подготовки оборонных структур страны к отражению возможного вооружённого нападения со стороны любого потенциального агрессора, но и укрепления духа патриотизма ее граждан.
Как известно, оборонное сознание имеет два взаимосвязанных уровня: обыденное и государственное. Между ними существует определенный разрыв, который лишь в последние годы начал сокращается в России, но увеличивается в международном масштабе. Для оценки состояния оборонного сознания на национальном и межгосударственном уровнях предлагается использовать когитивно-рефлексивные модели дискурса и метод коммуникативного аудита, разработанные в рамках диссертационного исследования аспирантом факультета национальной безопасности РАНХиГС Р. Титовым, а также модель защиты национальных интересов России при агрессивной культурно-лингвистической экспансии недружественных государств, предложенной соискателем ФНБ Ф. Фроловым.