Начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев рассказал о ходе исполнения Перечня поручений Президента РФ об организации взаимодействия с правоохранительными органами, выявлении антиконкурентных соглашений и ужесточении уголовной ответственности за картели.
Уголовно-правовые запреты в сфере экономической деятельности и санкции за их нарушение были сформулированы законодателем в 1996 году, когда еще только начинала формироваться рыночная экономика страны и правовые механизмы управлению ею.
«С 1996 года глава 22 УК РФ о преступлениях в сфере экономической деятельности претерпела в основном лишь количественные разнонаправленные изменения. За это время экономика страны изменилась существенно, став более мощной, динамичной и, в значительной степени, цифровой. Терминология УК и всего антикриминального законодательства явно отстает от этой реальности. До настоящего времени официально не сформулированы основные цели и принципы уголовной политики, в том числе в сфере экономики. Можно сказать, что ясная уголовно-правовая политика в этой сфере просто отсутствует», - заявил Андрей Тенишев.
Он добавил, что среди задач, указанных в статье 2 Уголовного кодекса РФ наряду с защитой конституционного строя страны и общественной безопасности, необходимо выделить в качестве специальных задач уголовного законодательства защиту экономической безопасности страны, свободы экономической деятельности и поддержку конкуренции.
Таким образом, подчеркнул докладчик: «Изменение уголовно-правовой политики - это один из путей развития конкуренции и свободы предпринимательства. Вся глава 22 УК РФ нуждается в серьезной ревизии и оценке существующих в ней уголовно-правовых запретов с точки зрения общественной опасности. У нас практически не применяется уголовная ответственность за картели как наиболее опасный вид экономических преступлений, и в то же время ежегодно сотни предпринимателей осуждаются за преступления, общественная опасность которых весьма сомнительна».
Он также пояснил, что предлагаемые ФАС России поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не ужесточают уголовную ответственность за картели, но дифференцируют ее.
В завершение спикер отметил: «Мы не преследуем бизнес, мы занимаемся защитой конкуренции от нарушителей законодательства, в том числе и уголовно-правовыми средствами. Охраняя конкуренцию как конституционную ценность, мы работаем на благо добросовестных предпринимателей».