15 марта 2019 года в Зале заседаний Ученого совета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Институтом права и национальной безопасности, кафедрой административного и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провели «круглый стол» на тему: «Административно-деликтное законодательство: вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
В рамках «круглого стола» обсуждены наиболее актуальные вопросы административно-деликтного законодательства:
- разграничения административно-деликтного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации посредством поиска эффективных форм и методов взаимоотношений федерального центра и регионов;
- законотворчества субъектов Российской Федерации в административно-деликтной сфере;
- необходимости правовой защиты прав граждан на региональном уровне при установлении пределов разграничения компетенции Федерации и ее субъектов по установлению административной ответственности;
- состояния законности в сфере административно-деликтного законодательства и правоприменительной деятельности субъектов административной юрисдикции;
- интеграции публично-правовых видов ответственности в контексте согласованности норм Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и др.
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова отметила, что важнейшей проблемой в настоящее время является несоответствие существующего принципа разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях потребностям общества. В большинстве субъектов РФ нормы региональных законов, предусматривающие административную ответственность за нарушения, находящиеся в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, становятся предметом прокурорского реагирования как несоответствующие федеральному законодательству. При этом суды в подавляющем большинстве случаев занимают сторону прокуратуры. Если в отраслевом федеральном законодательстве, принятом по предметам совместного ведения, предусмотрено, что ответственность наступает в соответствии с законодательством РФ, то данный вопрос может иметь только федеральное значение. И, несмотря на отсутствие в КоАП РФ соответствующих норм, региональный закон признается противоречащим федеральному кодексу.
Сенатор указала, что действующее правовое регулирование, как показывает практика, не решило имеющихся проблем в законодательном регулировании и в правоприменении. «Очевидно, что действующий Кодекс требует серьезного пересмотра и корректировки, в том числе в части разграничения административно-деликтных полномочий Российской Федерации и регионов».
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, экспертного и научного сообществ, представители средств массовой информации.
По итогам работы «круглого стола» были собраны рекомендации и предложения, направленные на совершенствование КоАП РФ, как в сфере разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, так и по другим вопросам законодательного регулирования и правоприменения административной ответственности.