С 10 по 12 апреля в онлайн-режиме прошел Петербургский Международный Юридический Форум «91/2: законы коронавируса», в деятельности которого принял Заведующий кафедрой конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС Андрей Тенишев.
Спикерами виртуальных дискуссиях стали руководители российских и зарубежных органов власти, юристы, ученые, политики и журналисты. Основной темой форума стали правовые аспекты общественной и деловой жизни в условиях пандемии COVID-19.
Как в России в условиях борьбы с коронавирусом меняются подходы к надзору и контролю обсудили эксперты ПМЮФ 9½ на сессии «Взвешенный контроль и надзор: оперативные решения в условиях пандемии», в рамках которой выступил заведующий кафедрой конкурентного права ИПиНБ Андрей Тенишев.
В ходе дискуссии Андрей Тенишев поднял вопрос применения на практике Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Меры, предусмотренные Постановлением, должны привести к прекращению плановых проверок малого и среднего бизнеса, а это - не менее 100 тыс. проверок и к снижению на 80% количества внеплановых проверок.
«Общий курс на дерегулирование и снижение административного давления на бизнес выступает одним из эффективных механизмов поддержки бизнеса на фоне пандемии, - отметил Андрей Тенишев, - однако при этом важно не забывать о том, что в современных условиях существенно возросли риски повышения цен и искусственного создания дефицита из-за возможных действий монополий и картелизации рынков. Это может оказать крайне негативное влияние на экономику и повлечь серьезные социальные последствия».
Свое мнение также представил статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев: «Та конструкция, которая есть в Постановлении Правительства в целом позволяет проводить проверки - есть исключения из моратория, есть набор оснований для проведения проверок. Наша точка зрения в этой дискуссии, что указанных оснований коллегам из ФАС России должно хватить, чтобы в тех случаях, когда требуется именно проверка, выполнять свою работу».
«Ранее антикартельные проверки могли инициировать только ФАС России и 84 территориальных органа антимонопольной службы. В стране ежегодно проводилось около 200 проверок. Сейчас эти проверки могут проводиться по требованиям прокуроров и инициировать эти проверки таким образом может Генеральная Прокуратура Российской Федерации, 85 прокуроров субъектов федерации, транспортные, природоохранные и военные прокуроры, а также более 1000 районных и городских прокуроров. Вопрос о том, станет ли внеплановых проверок меньше и приведет ли это к снижению административного давления на бизнес в связи с принятием указанного Постановления Правительства остается открытым» - заключил Андрей Тенишев.
Внезапные проверки участников картелей – самый эффективный инструмент антимонопольных органов для выявления картелей на товарных рынках, защиты населения и сдерживания роста цен на товары первой необходимости, социально- значимые продукты питания и лекарства считает Андрей Тенишев.
Ограничение возможности Федеральной антимонопольной службы проводить такие проверки негативно скажется на состоянии конкуренции на основных товарных рынках и уровне цен.
Поздравляем с успешным выступлением!