«Картели в условиях цифровизации экономики и пандемии» - тему освещают сотрудники кафедры конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС
Сведения об образовательной организации
Институт права и национальной безопасности
ИПНБ — Интеллектуальный Подход к Надежному Будущему!
«Картели в условиях цифровизации экономики и пандемии» - тему освещают сотрудники кафедры конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС
/ Новости

«Картели в условиях цифровизации экономики и пандемии» - тему освещают сотрудники кафедры конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС

17
июля
2020
«Картели  в условиях цифровизации экономики и пандемии» - тему освещают сотрудники кафедры конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС

Заведующий кафедрой конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС А.П. Тенишев и доцент кафедры А.В. Тесленко выступили ответственными редакторами методических рекомендаций «Выявление, пресечение и профилактика картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в условиях цифровой экономики».

Документ подготовлен в рамках реализации межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2019 № 1314-р.

«Последовательная цифровизация закупок, проводимая антимонопольным ведомством, позволила эффективно решить целый спектр задач, связанных с развитием прозрачности и эффективности закупочной деятельности, однако, объективно привнесла в нашу работу определенные риски. Все более активное использование цифровых технологий недобросовестными участниками рынка послужило предпосылкой для теоретического осмысления вопросов, связанных с выявлением и пресечением цифровых посягательств на конкуренцию. Думаю, что позиции, изложенные в методических рекомендациях, будут полезны как студентам и практикующим специалистам, так и представителям научного сообщества» - отметил Андрей Тенишев.

Методические рекомендации посвящены наиболее распространенным видам цифровых доказательств антиконкурентных соглашений, складывающейся на сегодняшний день практике выявления «цифровых» картелей, в которых правонарушителями в целях реализации соглашений использовались различные программные продукты, квалификации таких действий, а также содержат статические данные Федеральной антимонопольной службы по соответствующей категории дел.

«Интенсивное развитие цифровых технологий и их повсеместное проникновение во все сферы нашей жизни объективно обуславливает повышенный интерес к вопросам правового регулирования отношений, связанных с недобросовестным, а порой, преступным использованием достижений так называемой четвертой промышленной революции, в том числе, участниками антиконкурентных соглашений. Мы продолжаем планомерно обобщать имеющуюся практику по вопросам использования различных алгоритмов, роботов и иных программ для реализации антиконкурентных соглашений и вырабатывать подходы к анализу и оценке таких действий. Методические рекомендации – еще один шаг на этом пути» - дополнил Антон Тесленко.

   

30 июня 2020 года заведующий кафедрой конкурентного права Андрей Тенишев принял участие в конференции «Картели и пандемия: последние тренды и уголовно-правовые последствия». Мероприятие проходило в формате вопрос-ответ.

Спикер рассказал об антимонопольных трендах в период пандемии – мониторинге цен на социально значимые товары, выстраивании диалога регулятора и бизнеса, возросшем количестве внеплановых проверок и смещении акцентов на превентивные меры.

На конференции также был затронут вопрос законодательных инициатив ФАС России об ужесточении уголовной ответственности за заключение и реализацию антиконкурентных соглашений.

«Основная причина разработки законопроектов кроется в необходимости эффективного антикартельного инструментария, отвечающего современным реалиям жизни и экономических процессов. Хочу напомнить, что антикартельный пакет разработан во исполнение Перечня поручений Президента РФ по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей. При этом, вопреки многим мифам, существующим вокруг законопроектов, на мой взгляд, никаких ограничений для законопослушных предпринимателей предлагаемые поправки не предусматривают. Фактически законопроекты декриминализуют мелкие картели, общественная опасность которых не велика, поскольку законопроект содержит предложения по увеличению порога дохода, когда картель становится уголовно наказуемым, до 100 млн рублей, а ущерб — до 20 млн рублей. Что касается определения размера дохода, то в тексте законопроектов практически дословно приведена Позиция Верховного суда об исчислении дохода по уголовным делам об экономических преступлениях. Полагаю, что при таких условиях градус обсуждения предлагаемых поправок необоснованно завышен» - прокомментировал заведующий кафедрой.

«Антикартельный пакет», разработанный ведомством, предполагает, в том числе, расширение полномочий ФАС по изъятию (выемке) документов.

 «Право на изъятие вещей и документов при проведении административных расследований уже дано практически всем контролирующим органам, и ФАС – не исключение. Законопроектом, по сути, предлагается лишь перенести это право на более раннюю стадию расследования. В противном случае ситуация складывается таким образом, что если при проведении проверки и были обнаружены какие-то доказательства, то к моменту возбуждения административного дела изымать бывает уже нечего», - прокомментировал Андрей Тенишев.

«Кроме того, практика ФАС богата примерами, когда в ходе проверок члены инспекций обнаруживали соглашения о поднятии цен, графики раздела аукционов, карты памяти с электронно-цифровыми подписями конкурентов или представителей органов власти – заказчиков соответствующих торгов. Мое личное мнение - такие предметы и документы следует изымать как минимум для того, чтобы пресечь противоправную деятельность», - заключил заведующий кафедрой конкурентного права Андрей Тенишев.

 Отвечая на вопрос о допустимости закупочных союзов, ученый отметил:

«Полагаю, что разрешение на создание закупочных союзов стало бы неким послаблением антикартельного режима, но речь не должна идти об отступлении от запрета per se – необходимо говорить о законодательном изъятии из картельных запретов, без обсуждения допустимости картелей и положительных эффектов их деятельности. Я убежден, что их нет. Сейчас активно обсуждается возможность объединения малых компаний в противовес большим, что, на мой взгляд, действительно могло бы уравновешивать их рыночную силу. Ограничения для таких союзов можно установить, например, по выручке или по их доле на рынке. Законодатель при этом может дать право Правительству РФ определять сферы, в которых можно допускать такие союзы. Перечень таких союзов должен быть доступным в открытых источниках, например, на сайте ФАС России, чтобы каждый желающий мог с ним ознакомиться».

«Кроме того, необходимо максимально четко прописать в законодательстве условия создания таких союзов, создать простые и понятные правила для работы бизнеса, поскольку их нарушение чревато обвинением в картеле и серьезными санкциями», - добавил Андрей Тенишев.


Анонсы

Все анонсы



Бакалавриат и специалитет
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
Магистратура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
ДПО
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 1, каб. 2235 и 2236
Аспирантура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп.1, каб. А-130
Факультеты Института
Карта сайта
Институт права и национальной безопасности