27 ноября 2020 года заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС Андрей Тенишев принял участие в конференции «Развитие конкурентного права как фактор обеспечения экономического роста». В своем выступлении спикер сделал акцент на перспективах совершенствования «антикартельного» законодательства.
«Термины «антимонопольное расследование и антимонопольный процесс» отсутствуют в Законе о защите конкуренции, тем не менее они все более активно входят в нашу повседневную практику, встречаются в публикациях, научных статьях. Необходимо научно обосновать и внедрить в действующее антимонопольное законодательство такие нормы, по аналогии с процессом уголовным и гражданским», - начал свое выступление Андрей Тенишев.
Он обратил внимание на необходимость дифференциации процедур, учитывая то, что в «антикартельных» делах ФАС России по собственной инициативе собирает доказательства и от имени государства обвиняет участников картеля в противоправной деятельности.
Необходимо сокращение процедур и расширение сферы предупредительного контроля – это опыт пандемии.
Выдача предупреждения возможна по всем антимонопольным нарушениям, состав которых является материальным. Например, незаконная координация экономической деятельности.
«Вопросов к процедурам много. Например, ФАС рассмотрела дело о картеле и вынесла решение о нарушении антимонопольного законодательства, на это у уходят месяцы и годы. Дальше возбуждаются в отношении каждой компании дела об административных правонарушениях, и это еще год в плюс. По сути, эти два процесса можно объединить и вести параллельно друг другу, что значительно сократит сроки принятия решений, оплаты штрафов, время, когда компания пребывает в неопределенности, а также сэкономит ресурсы антимонопольного органа», - сказал он.
Также в корректировке, со слов Андрея Тенишева, нуждаются процедуры заключения соглашения с компанией в рамках программы освобождения от ответственности.
«Такая норма предусмотрена в «антикартельном проекте», находящемся в Государственной Думе. С первой признавшейся в картеле компанией антимонопольный орган может заключить соглашение, в котором будут четко прописаны все требования, при выполнении которых компания будет освобождена от ответственности. Такой документ также будет гарантией того, что права признавшейся в картеле компании будут соблюдены», - сообщил Андрей Тенишев.
«Сокращенные процедуры рассмотрения дел возможны и в тех случаях, когда компании признали нарушение антимонопольного законодательства и устранили его последствия. Штрафы для таких компаний должны быть меньше. Но нужно предусмотреть процессуальные гарантии от различного рода злоупотреблений. Например, во избежание ситуации, когда компания признается в картеле, чтобы освободиться от штрафа, а потом идет в суд, чтобы оспорить решение антимонопольного органа. И вот здесь я вижу большой пласт работы для законодателей и ученых», - завершил он.