22 сентября состоялась ежегодная конференция ИД «Коммерсантъ» на тему «Корпоративное мошенничество и корпоративные расследования: теория и практика». Корпоративное мошенничество может не только навредить бизнесу и его репутации, но и попросту уничтожить его. Современные технологии и стандарты позволяют пресекать мошенничество на этапе его задумки, не дожидаясь совершения противоправных действий, однако пресловутый «человеческий фактор» никуда не уходит: многие громкие преступления получают огласку и серьезно вредят бизнес-сообществу.
Участники конференции обсудили методики и практики защиты компаний от мошенничества, технологии его выявления, особенности проведения расследований и правильное использование их результатов, а также инновационные методы и инструменты, способные защитить бизнес от внешнего и внутреннего вмешательства.
Одним из ключевых спикеров конференции стал заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ)РАНХиГС Андрей Тенишев. В своем выступлении он рассказал об уголовно-правовых рисках при участии в торгах и о методиках их выявления и предотвращения.
В своем выступлении А. Тенишев положительно оценил достижения государственных органов в разработке системы государственных закупок: «Доля государства в экономике до сих пор остается очень большой. Один из показателей –у нас много госзакупок - если на долю государственных закупок в среднем приходится 13–20% мирового ВВП, то в Российской Федерации этот показатель за последние годы составляет порядка 25-30% (с учетом закупок госкомпаний и без учета торгов гособоронзаказа). У нас создана одна из лучших в мире электронных систем государственных закупок. Если и говорить о модной ныне теме цифровизации экономики, то одна из немногих сфер, где она уже почти наступила – это госзакупки.»
А. Тенишев привел данные по объемам торгов, заключенным госконтрактам и сопутствующему числу нарушений, выявляемых компетентными органами. «Так, если в 2014 году по результатам торгов было заключено госконтрактов на сумму 22, 09 трлн. рублей (госзакупки 5,47 трлн. рублей и закупки госкомпаний – 16, 62 трлн.рублей), то в 2020 году – на сумму – 29,07 трлн. рублей (8,928 триллионов рублей госзакупки и 20,144 трлн. рублей закупки госкомпаний). Ежегодно антимонопольные органы страны возбуждают несколько сотен (максимум в 2019 году – 944) антимонопольных дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях, из которых более 95% - сговоры на торгах – здесь имеются в виду торги, когда государство покупает, торги, когда государство продает и биржевые торги. Большая часть сговоров на торгах выявляется при проведении государственных закупок» - отметил он.
Говоря о методы и инструментах, способных снизить уровень уголовных и антимонопольных рисков на торгах компаниям Андрей Тенишев сказал о необходимости разрабатывать карты рисков, проводить внутренние проверки и внедрять антимонопольный комплаенс. Он отметил, что: «Обеспечение конкуренции в сфере государственных закупок является важнейшей государственной задачей. При высокой доле госзаказа это мощный инструмент влияния на все сферы экономики».