Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев выступил экспертом на XIX Международной конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке»
Сведения об образовательной организации
Институт права и национальной безопасности
ИПНБ — Интеллектуальный Подход к Надежному Будущему!
Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев выступил экспертом на XIX Международной конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке»
/ Новости

Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев выступил экспертом на XIX Международной конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке»

22
января
2022
Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев выступил экспертом на XIX Международной конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке»

20-21 января 2022 года в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялась XIX Международная научно-практическая конференция «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». 

Заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС Андрей Тенишев принял участие в качестве эксперта в панельной дискуссии «Экономические преступления: противодействие и предупреждение», посвященной вопросам демаркации преступной и рисковой правомерной экономической деятельности, квалификации служебных преступлений в экономике и преступлений против собственности, предупреждения экономических преступлений и профилактики рисков уголовного преследования предпринимателей.

Комментируя рассматриваемые вопросы, Андрей Тенишев привел конкретные статистические данные: «В течение последних пяти лет в стране ежегодно возбуждается 104-108 тысяч уголовных дел о преступлениях экономической направленности, из преступления в сфере экономической деятельности составляют от 35 до 40%. Все остальное это - мошенничество в сфере экономики, присвоения и растраты преступления против интересов службы в коммерческих организациях и т.д.

Количество выявленных в 2020 году преступлений в сфере экономической деятельности составило 39 591. В суд поступило менее трети дел этой категории - 11 309 дел. Порядка 10-14% дел прекращается, а все остальные дела находятся либо в производстве, либо останавливаются и получается, что до суда доходят далеко не все. По преступлениям в сфере экономической деятельности в суд направлено всего 28,5% дел, с вынесением приговора окончено всего 14,6% дел. 

Даже поверхностный анализ показывает, что лишь незначительная часть этих дел заканчивается приговорами. Остальные уголовные дела (до 70-80%) расследуются годами, приостанавливаются или прекращаются. На длительное время бизнес попадает в некие отношения с правоохранителями, не имея при этом доступа к правосудию. Это очень плохая тенденция. Много жалоб от бизнеса, что собственно само уголовное дело возбуждено, в лучшем случае ради показателей МВД, ну а в худшем – как средство разрешения бизнес конфликтов.

По данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей более 74% уголовных дел возбуждаются в отношении микробизнеса и малого бизнеса. Более 85% опрошенных предпринимателей говорит о том, что бизнес был вследствие возбуждения уголовного дела частично или полностью разрушен. 4-5% после этого уводят свой бизнес «в тень».

Для российской экономики и для развития конкуренции это просто губительно. Участие государства в экономике крайне высоко, доля малого и среднего бизнеса на фоне пандемии сокращается, а административно – командное вмешательство в экономическую сферу нарастает.

Правительство в последнее время предпринимает определенные меры по устранению административных барьеров для бизнеса, но проблемы необоснованного уголовного преследования бизнеса практически никак не решаются.

В прошлом году Уголовному кодексу России исполнилось 25 лет. В 1996 году, когда принимался новый Уголовный кодекс, о рыночной экономике знали немного, поэтому многие составы преступлений были сформулированы несколько гипотетически и без учета сложившихся экономических реалий. С 1996-го в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» были внесены сотни поправок, которые зачастую носили ситуативный характер. Это была не всегда удачная и верная реакция законодателя, на стремительно развивающиеся экономические отношения.   Наглядный   пример этого - история уголовно-правового запрета на контрабанду: его ввели, затем деяние декриминализовали полностью, потом частично ввели обратно уголовную ответственность за контрабанду алкоголя и табака, потом - контрабанду денежных средств и это все в течение короткого периода времени. Многократно и крайне неудачно изменялась диспозиция статьи 178 УК РФ «ограничение конкуренции».

Подобных примеров, свидетельствующих об отсутствии внятной уголовно-правовой политики в сфере экономической деятельности у государства, достаточно много.

В статье 2 УК РФ законодатель не ставит для уголовного кодекса таких задач в сфере экономики, например, как охрана существующего экономического строя или экономической безопасности государства, защита конкуренции или прав добросовестных предпринимателей. Не определив таких задач, законодатель в уголовном кодексе не может правильно установить основания и принципы уголовной ответственности в сфере экономической деятельности, не может определить опасные для общества или государства деяния в экономике, которые могут быть признаны преступлениями и определить виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение экономических преступлений.

В действующей главе 22 УК РФ в настоящее время содержатся уголовно-правовые запреты как на деяния, общественная опасность которых не вызывает сомнений, например, уклонение от уплаты налогов, так и запреты на деяния, общественная опасность которых представляется дискуссионной, например – незаконное получение кредита.

Составы преступлений в сфере экономической деятельности имеют аналоги в Кодексе об административных правонарушениях. Как правило, основной признак по которому законодатель разделяет уголовно-наказуемые деяния и административные проступки – это размер извлеченного дохода или причиненного ущерба. Общее правило, это размер крупного дохода свыше 2,25 млн рублей и особо крупным считается доход в сумме более 9 млн. рублей. По некоторым составам преступлений это 6 млн рублей, по уголовно наказуемым картелям – 50 млн.

Такой подход к криминализации деяний в сфере экономической деятельности не соответствует реалиям современной экономики и не отражает общественной опасности таких уголовно наказуемых деяний.

Например, доход в размере 2,25 млн рублей от незаконной предпринимательской деятельности компании, управляющей без лицензии многоквартирными жилыми домами, может быть получен всего за один день. Для получения особо крупного дохода в размере 9 млн рублей потребуется немного больше времени.

Более 30 лет страна живет в рыночной экономике. Экономические отношения развиваются стремительно. Экономическая глобализация и 4 промышленная революция, ESG и переход к зеленой экономике, огосударствление экономики и ее монополизация — это то, чем характеризуются современные экономические отношения. Сейчас мы живем в совершенно другой экономике, чем в 1996 году.

Представляется, что нам нужны определение задач, стоящих перед УК РФ с сфере экономики, тщательная ревизия уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере экономической деятельности, выработка уголовно-правовой политики сфере экономики и потом соответствующие комплексные изменения УК РФ – формулирование и принятие новых уголовно-правовых норм и видов наказаний».


Анонсы

Все анонсы



Бакалавриат и специалитет
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
Магистратура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
ДПО
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 1, каб. 2235 и 2236
Аспирантура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп.1, каб. А-130
Факультеты Института
Карта сайта
Институт права и национальной безопасности