Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев выступил экспертом по вопросу легализации параллельного импорта для проекта VPost media
Минпромторг приказом от 19 апреля утвердил перечень товаров, параллельный импорт которых разрешен. Теперь можно ввозить в Россию фирменные товары из этого списка без разрешения правообладателя товарного знака, то есть параллельно официальному импорту через дилеров, уполномоченных правообладателем.
Если быть точным в определениях, то параллельным импортом это можно было бы назвать несколько месяцев назад. Сейчас же, когда многие бренды объявили об уходе из России и ушли, это попытка наладить уже не параллельные, а единственные каналы поставок таких товаров в страну.
У нас есть поговорка: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Гром грянул — начали креститься. После начала военной спецоперации в Украине в отношении нашей страны введены и вводятся масштабные экономические санкции и эти меры по сути — экономическая война. Мы срочно начали принимать решения, с которыми по разным причинам тянули годами. Так, например, было принято решение перейти к расчетам в рублях за газ и, возможно, за другие экспортные товары. Начали реализовывать систему принудительных патентов — это тоже удар по западным монополиям.
Среди таких решений — изменение норм статей 1359 и 1487 Гражданского кодекса и разрушение монополий поставок импортных товаров. Федеральная антимонопольная служба уже несколько лет предлагала сделать это, но крупные транснациональные корпорации и их дилеры препятствовали этому как могли.
Монополизация каналов поставок автомобилей и запасных частей к ним, лекарств, электроники и бытовой техники, одежды, обуви и многого другого позволяла поддерживать высокие цены на российском рынке. В условиях же санкционной войны она позволила крупным западным корпорациям оперативно перекрыть поставки многих товаров на российский рынок. То, что государство приняло такие решения, — важный и нужный шаг. Но, лучше, если бы мы его сделали вчера.
Мало принять закон и издать постановление, понадобится время, чтобы наладить эти параллельные каналы поставок и насытить спрос на внутреннем рынке. Пока же запоздалое, на фоне создавшегося дефицита введение параллельного импорта сейчас не приведет к снижению цен. Но, выбор у нас небольшой — либо дорого, либо ничего. А по мере насыщения товарных рынков цены будут снижаться.
Приказом Минпромторга разрешается параллельный импорт более 50 групп товаров и около 200 брендов. Это – текстиль, одежда, кожаные изделия, парфюмерия, оборудование, автомобили и запчасти к ним, телефоны, компьютеры и бытовая техника. В число брендов попали Apple, Samsung, Nokia, Sony, Siemens, НР, Tesla, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo, Scania, Continental, Michelin, Goodyear, Bridgestone и целый ряд других.
Список товаров рождался непросто. Минпромторг старался, чтобы одним из принципов для включения в него товаров стало прекращение поставок брендированных товаров в Россию, прежде всего необходимых для насыщения потребительского рынка. Перечень товаров далеко не полный. Но в него почти не попали товары компаний, которые не объявили публично об уходе с российского рынка, но перестали поставлять свою продукцию. Нет там и компаний, производство которых локализовано в России, но не все из них могут продолжать свою деятельность — нет сырья и комплектующих.
На содержание списка существенно повлияла работа двух противоборствующих групп — представителей отечественной промышленности и ритейла и лоббистов западных брендов. Первым надо работать — производить и продавать товары. Вторые понимают, что параллельный импорт разрушит их годами сложившееся монопольное положение на российском рынке — завтра вдруг решат вернуться, а товарный рынок занят и придется конкурировать на равных. А от этого на российском рынке они уже давно отвыкли.
Проблем много. Издать приказ, это еще не значит, что завтра товары хлынут в страну — надо заключить контракты, оплатить их и эти товары привезти. На каждом из этих этапов свои проблемы.
Поправки в Гражданский кодекс, принятые в соответствии с ними постановление правительства и приказ Минпромторга решают половину проблемы. Они говорят, что государство разрешает ввезти товары в страну. Но никак не решают другую проблему — а будут ли корпорации продавать эти товары для ввоза в Россию. Санкции в отношении нашей банковской системы создадут проблемы в оплате купленных товаров. Бойкот океанских контейнерных перевозчиков создает серьезные проблемы в доставке этих товаров в страну.
Проблему создал и сам Минпромторг — что он разрешил ввозить большой вопрос. Bentley или Bently, Cadillac или Cadilac, Huggies или Haggies, Karcher или Kärcher? Мелочь вроде, но вы потом объясните это таможенной службе. Да и лишний повод для исков правообладателей.
Конечно, параллельный импорт — это совсем не легализация контрафакта. Это ввоз оригинальных товаров через альтернативные каналы поставок. Контрафакт был и до разрешения параллельного импорта, будет и после. Но в условиях дефицита и черного рынка его было бы несравнимо больше. Да и на самом деле проблема борьбы с контрафактом лежит совсем в другой плоскости.
27.04.2022