Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев: Мировую экономику могут ждать картельные войны с негативными последствиями
Сведения об образовательной организации
Институт права и национальной безопасности
ИПНБ — Интеллектуальный Подход к Надежному Будущему!
Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев: Мировую экономику могут ждать картельные войны с негативными последствиями
/ Новости

Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев: Мировую экономику могут ждать картельные войны с негативными последствиями

06
июня
2022
Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев: Мировую экономику могут ждать картельные войны с негативными последствиями

Заведующий кафедрой конкурентного права ИПНБ РАНХиГС Андрей Тенишев: Мировую экономику могут ждать картельные войны с негативными последствиями

Импорт, экспорт, логистика, пути выхода – ежедневная повестка чиновников, законодателей и бизнесменов… и не только в России. Сегодняшнюю «санкционную» ситуацию подробно рассмотрели в интервью с Андреем Тенишевым - заведующим кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС.

- Российский сенатор Клишас заявил о полном провале программы импортозамещения. Андрей Петрович, на самом деле ситуация «шеф все пропало» или у российского бизнеса все же есть успехи хоть в какой-нибудь отрасли?

- Не все пропало. Не надо делать из импортозамещения культа. Без международной кооперации не обходится ни одно государство мира. В том же СССР даже во времена железного занавеса была достаточно развита внешняя торговля. Так, например, в 1986 году мы торговали со 145 странами мира, внешнеторговый оборот превышал 130 миллиардов советских рублей, 67% внешнеторгового оборота СССР приходилось на социалистические страны. Но при таких больших абсолютных показателях это было всего около 5% ВВП.

Сейчас мы глубоко интегрированы в мировую экономику. В последние годы объем внешней торговли достигал почти 45% ВВП. У нас около 90% бизнесов зависят от импорта, отдельные производства целиком и полностью живут за счет импортных поставок. Мы утратили многие технологические компетенции. Посмотрите, например, как обстоят дела с замещением импорта в сфере строительства. Бетон и железобетон, стекло, металл - до ста процентов свое. Электротехническое оборудование, лифты и эскалаторы, системы вентиляции, кондиционирования и контроля доступа – импорт от 65 до 100%. Вот и как тут определить долю импортозамещения в стройке? Такая тенденция прослеживается везде. Все чего больше и что проще — это наше, все что сложнее поставляется из-за рубежа. Конечно, это очень плохо и на грани утраты того самого технологического суверенитета, о котором стали много говорить в последнее время.

Одна из немногих отраслей, где импортозамещение состоялось в принципе неплохо, это сельское хозяйство.  Зерном, овощами, мясом, молоком, маслом, сахаром и многим другим мы почти полностью можем себя обеспечить. Но до сих пор зависим от импорта техники для сельского хозяйства, семенного материала, ветеринарных препаратов, племенного скота, инкубационных яиц. Более или менее хорошо с перерабатывающей и пищевой промышленностью.

Все остальное удалось, мягко говоря, не очень. Машиностроение, высокие технологии, текстильная промышленность, фармацевтика – перечень существенно зависимых от импорта отраслей можно продолжать очень долго.

В отчетах все было не так уж и плохо. Отверточная сборка машин и оборудования из импортных комплектующих, упаковка импортных таблеток в блистеры и картонные коробки и прочая имитация импортозамещения – это все считалось отечественным производством. Нынешний кризис показал, что все это не так и бумагами сыт не будешь.

- Товары ряда западных компаний, импортируемые в Россию, отличаются по качеству и условиям использования от товара, продаваемого в Европе. То есть для России другие составы бытовой химии и продуктов? Почему российские надзорные ведомства и службы не пресекают такую дискриминацию российского потребителя?

— Это надо у них спросить. Я уверен, что многие это замечали. Чешское пиво в России и Чехии. Вроде бы этикетки и бутылки одинаковы, но со вкусом что-то не то, есть ощущение что он разный. Шоколад, кока-кола, сигареты и даже стиральный порошок. В 2019 году ФАС России начала целый ряда антимонопольных расследований о недобросовестной конкуренции и дискриминации российских потребителей в отношении ряда западных компаний, таких, например, как «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)», ООО «Проктер энд Гэмбл дистрибуторская компания», Компания «Henkel».

Были обоснованные подозрения, что товары, импортируемые в Россию, отличаются по качеству и условиям использования от продаваемых в ЕС. При этом на товарах нет никаких маркеров с указанием отличий. Ряд проведенных экспертиз показал, что товары одних брендов и производителей, продаваемые в России и за рубежом, отличаются по характеристикам и составу. После смены руководства службы все эти расследования сошли на нет. Возбужденные антимонопольные дела были прекращены или приостановлены.

Комментируя это, руководитель ФАС Шаскольский заявил: «что для России, что для Германии или Швейцарии продукт получается разным, но не по качеству, а по определенным характеристикам, составу…». Как это может быть состав разный, а качество одно? Не представляю. Все это похоже на то, что для России есть отдельные рецепты стирального порошка и шоколада. Если так, то это не что иное, как дискриминация западными компаниями российских потребителей по национальному принципу. И, похоже, что наши контролирующие органы эту дискриминацию оправдывают. Очень «патриотичный и прогосударственный» подход.


- У России есть шансы как-то защитить свою экономическую безопасность?

- Шансы всегда есть. Наше уголовное и антимонопольное законодательство содержит нормы об экстерриториальности уголовно-наказуемых картелей. Теоретически мы можем преследовать любой зарубежный или транснациональный картель, в том числе и планируемый картель импортеров нефти, если он ограничивает конкуренцию на территории Российской Федерации. Но это теоретически, практически же у нас это делать некому. ФАС разоружается даже перед внутренними картелями. От дополнительных полномочий по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений руководитель ФАС отказался и провозгласил курс на декриминализацию картелей. Уголовных дел о картелях единицы и это дела о локальных региональных картелях на торгах. «Оборотные» штрафы за картели исчисляются в рублях и даже многомиллионные или миллиардные рублевые штрафы не остановят международные картели.

Мы в свое время предлагали принять международную Конвенцию по борьбе с картелями, разработали ее проект и запустили широкое международное обсуждение по линии МИД. Этот проект был одобрен главами правительств государств-членов ЕвразЭС. Его поддержали ведущие государства мира. Мы понимали, что антикартельное законодательство серьезный инструмент регулирования мировых товарных рынков. С приходом новой команды управленцев ФАС эта работа приостановилась. Если бы эта конвенция была принята, то США и страны G 7 были бы существенно ограничены в своих картельных инициативах, но этого не случилось и сейчас этот уникальный шанс упущен.

Будут картельные войны или нет? Можно только гадать. Но нам надо быть к ним готовым. Необходимо внести поправки в уголовное, уголовно-процессуальное и антимонопольное законодательство с целью ужесточения антимонопольной и уголовной ответственности за трансграничные и международные картели. Нужно ввести ответственность за картели с участием зарубежных правительственных и международных организаций. Российским правоохранительным и антимонопольным органам надо дать реальные возможности поставить под угрозу уголовного преследования участников международных картелей в любой точке земного шара. Российские компании необходимо наделить правом на создание экспортных картелей, в том числе и международных. Нужно разработать меры по государственной защите российских экспортных картелей от преследования зарубежными антимонопольными и правоохранительными органами.


- Андрей Петрович, вы как профи, какие прогнозы даете по логистическому кризису? Бизнес найдет выходы сам?

- Неблагодарное это дело давать прогнозы. Все зависит от того, какие интересы в этой сфере будут преобладать. Общегосударственные – обеспечить транспортировку всех необходимых товаров внешней торговли, ведомственные – написать дорожную карту и закрыть проблему или частные – заработать на разрешении создавшейся кризисной ситуации. Оптимально, если эти три интереса совпадут.


С полным текстом интервью можно ознакомиться в источнике по ссылке: https://rusnewsday.ru/index.php/ekonomika/item/10740-andrej-tenishev-mirovuyu-ekonomiku-mogut-zhdat-kartelnye-vojny-s-negativnymi-posledstviyami


Анонсы

Все анонсы



Бакалавриат и специалитет
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
Магистратура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
ДПО
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 1, каб. 2235 и 2236
Аспирантура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп.1, каб. А-130
Факультеты Института
Карта сайта
Институт права и национальной безопасности