19 сентября Комитет Госдумы по защите конкуренции провел парламентские слушания «О совершенствовании антимонопольного законодательства в связи с развитием цифровых рынков», на которых обсуждались:
На слушания были приглашены разработчики инициативы, представители бизнеса, органов власти, экспертного и научного сообщества. Среди приглашенных спикеров был эксперт Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС – Тенишев Андрей Петрович.
В своей речи Андрей Петрович отметил следующее:
«Законопроект готовился и обсуждался более четырех лет. Сегодня он нужен – цифровые рынки развиваются стремительно, и мы видим совершенно новые виды цифровых монополий, основанные на применении сетевых эффектов. На базе IT компаний и банков создаются экосистемные сервисы, монополизирующие смежные рынки.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела ряд дел в отношении на цифровых рынках в отношении Яндекса, Booking, Google и др. Но, не все получается. Есть много жалоб на признаки цифровых монополий в сфере такси, розничной продажи ГСМ, жалобы на маркетплейс Wildberries. Некоторые из них уже стали предметом обсуждений в Государственной думе, но реакции ФАС пока нет.
Антимонопольной службе нужны новые инструменты для борьбы с новыми монополиями. Те инструменты, что есть у службы сейчас предназначены для измерения и регулирования традиционных товарных рынков. Рынков угля и металла. Образно говоря, сегодня ФАС с киркой и кувалдой ремонтирует и настраивает компьютеры. Сложно, но на удивление получается. Сейчас нужно ограничивать аппетиты цифровых монополистов на нашем внутреннем рынке.
Целый ряд стран уже ввел в свои антимонопольные законы изменения, связанные с особенностями функционирования цифровых рынков, например, как Германия, Австрия, Китай, Южная Корея.
За время пока законопроект готовился к внесению в Думу и обсуждался, многое поменялось – против нашей страны на внешних рынках развязана настоящая экономическая война. Многие наши цифровые компании работают не только на внутреннем российском рынке, большинство из них конкурируют на трансграничных рынках. На нашем внутреннем рынке работают иностранные цифровые компании – интернет не знает границ. Так, например, наряду с российскими лидерами интернет-торговли маркетплейсами Ozon и Wildberries в Российской Федерации конкурирует Alibaba Group. Ее выручка только за 2021 год превышает 109 млрд долларов, а выручка Озон - 178 млрд рублей, Wildberries – 844 млрд. рублей.
Законопроект же вводит совершенно равные ограничения и у нас есть риски ослабить конкуретноспособность наших цифровых компаний на внешних рынках и поставить их в неравное положение с иностранными цифровыми гигантами, заходящими на российский рынок.
При существующих формулировках законопроект предназначен для того, чтобы регулировать не самую значительную, но самую прозрачную часть цифровых рынков – платные сервисы и маркетплейсы.
Законопроект не распространяется на условно бесплатные сервисы и дает конкурентные преимущества таким интернет-гигантам как, например, Facebook, Instagram и Google – они фактически выпадают из-под регулирования - при том, что наш российский бизнес и конкуренцию надо защищать от посягательств цифровых монополий хоть зарубежных хоть отечественных, в современных условиях это очень непатриотичный законопроект и с этой точки зрения он требует существенной доработки».