6-7 октября прошел VI Санкт-Петербургский международный форум контрактных отношений, в котором принял участие и.о. заведующего кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС Андрей Тенишев. О чем говорят на последних закупочных форумах – о том, как нам подстроить нормы закона под новые экономические реалии? Как нам обойти? Что нам придумать? А, что делать если придут контролирующие органы?
Количество конкурентных процедур сокращается. На прямых путях госзакупочных процедур – конкурсах и аукционах вырастает все больше и больше препятствий. Растет интерес к тому, что раньше было исключениями - особенным видам отдельных закупок – специальным инвестиционным и офсетным контрактам. И таких закупок становится все больше – лидеры экономически развитые регионы: Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
«Намечается тенденция: то, что раньше было исключением, завтра может стать нормой» - отметил эксперт.
Это обусловлено объективными причинами: закон о Федеральной контрактной системе принят почти 10 лет назад – весной 2023 года у него юбилей. Это - закон о госзакупках в реалиях другой экономики – стабильной, развивающейся и открытой.
«В законе заложена презумпция виновности государственного заказчика. О чем все сейчас говорят: «А что будет, если мы так сделаем, но придут контролирующие органы?». И государственный заказчик окажется виновным. Никакой свободы творчества нет. Узки стали рамки закона» — и.о. заведующего кафедрой конкурентного права Андрей Тенишев.
Из-за резких изменений в логистике на грани коллапса оказалась отрасль океанских контейнерных перевозок в Санкт-Петербурге. Падение оборотов составило до 75%, в отдельных терминалах — 100%. Экономика Северной столицы напрямую зависит от отрасли, однако на федеральном уровне нет четкого плана поддержки контейнерных перевозок. Минтранс РФ больше сосредоточен на спасении авиации.
На этом фоне возникает вопрос — есть ли у правительства Санкт-Петербурга государственная потребность в поддержке отрасли и могут ли здесь быть использованы механизмы специальных инвестиционных или офсетных контрактов
«Сегодня, когда в отношении страны развязана настоящая экономическая война, ресурсы экономики ограничены и прежней открытости нет, нам нужная другая контрактная система и новый закон о государственных закупках, дающий большую свободу государственному заказчику и участникам торгов.
Да и с точки зрения юридической техники такое решение будет верным – за неполные десять дет принято 87 федеральных законов, которые внесли сотни поправок в закон о Федеральной контрактной системе» - сказал Андрей Тенишев.