24 марта 2023 года на базе Студенческого научного клуба «Юрист-международник» кафедры международного и интеграционного права прошло заседание, посвящённое современному положению арбитража (третейского разбирательства) ad hoc, с участием практикующего юриста, эксперта в сфере международного коммерческого арбитража, арбитра, руководителя рабочей группы по арбитражу ad hoc (Россия), арбитра престижных студенческих конкурсов по международному коммерческому арбитражу Андрея Владимировича Костицына.
В ходе обсуждения особое внимание было уделено рассмотрению современных перспектив третейского разбирательства ad hoc, представляющего особую процедуру разрешения спора, в которой стороны, в отличие от институционального, постоянно действующего арбитража, организуют судопроизводство для решения спора по конкретному делу. Первоочерёдное внимание было уделено тенденции на постепенное и последовательное увеличение количества коммерческо-экономических споров, разрешаемых непосредственно по процедуре ad hoc, в порядке частного случая, в противовес обращению в государственные судебные учреждения. Среди основополагающих причин такого явления были выделены конфиденциальность, характер лично-доверительных отношений и отсутствие бюрократической загруженности.
В рамках заседания были затронуты и проблемные аспекты, касающиеся случаев, когда в силу выбора процедуры ad hoc одна из сторон, которой в результате решения было присуждено исполнение, отказывается от его реализации, и, вследствие этого, в рамках национального правопорядка обязать её к исполнению оказывается трудно осуществимой задачей.
Также в ходе заседания были заслушаны отзывы студентов РАНХиГС, принимавших участие, под началом д.ю.н., проф. кафедры международного и интеграционного права Дины Павловны Стригуновой, в X Студенческом конкурсе по международному коммерческому арбитражу им. М.Г. Розенберга. Конкурс состоялся в Академии внешней торговли под эгидой МКАС при ТПП РФ. Студенты отметили, что участие в мероприятиях такого высокого уровня позволяет им развивать навыки практического характера, улучшать навыки работы с большим пластом разнородной юридико-правовой информации, а также совершенствовать социальное взаимодействие, коммуникацию и работу в команде.