30 марта 2023 года Конституционный Суд России провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» и поставил точку в долгих спорах о расширительном толковании норм о картельных иммунитетах.
Заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС, кандидат юридических наук Тенишев Андрей Петрович прокомментировал Постановление:
«Суть долгих споров проста: законодатель сформулировал два основания для иммунитета от картельного преследования. Первое – у участников картельного сговора один исполнительный орган, второе – одно лицо осуществляет корпоративный контроль над участниками соглашения через контрольный пакет акций или доли в уставном капитале. Почему нет картеля в этом случае – юридический контроль над компаниями осуществляет один человек, и он не может сам с собой договариваться о повышении цены или разделе товарного рынка. Иное – это уже вопрос психиатрии, а не конкурентного права.
Ну, а если серьезно, то в случае формально-правового контроля может образоваться доминирующая компания, на которую могут распространяться не картельные запреты, а запреты на злоупотребление доминирующим положением.
Заявители требовали расширительного толкования норм о картельных иммунитетах. По их мнению, не только формально-юридический, но и фактический контроль над компаниями, участвующими в картеле, исключает возможность привлечения к ответственности за картель. Но, в этом и суть картельных соглашений – тайные договоренности компаний о повышении цен, создании дефицита или раздела товарного рынка, при которых компании теряют свою хозяйственную самостоятельность в силу участия в таком неформальном соглашении.
Поэтому, неформальный, фактический контроль – неотъемлемая часть картельных соглашений.
Конституционный Суд России исключительно точно дал оценку правовой природе картельных соглашений и картельных иммунитетов.
Совершенно верной представляется позиция Конституционного суда России относительно специфики картелей на торгах. Цифровизация государственных торгов сделала их анонимными – участники торгов не могут идентифицировать своих конкурентов, а государственные заказчики не знают участников закупок. В таких условиях, компании, находящиеся под формальным юридическим контролем, могут восприниматься как конкуренты всеми участниками торгов и злоупотреблять такой видимостью, реализуя недобросовестные практики. Это требует пересмотра отношения к картельным иммунитетам на торгах, и именно такая норма содержится в «пятом антимонопольном пакете». Конституционный суд РФ подчеркнул право законодателя упразднить всякий картельный иммунитет на торгах.
Сначала в правоприменении, а потом и в научных трудах на кафедре, мы последовательно отстаивали жесткую позицию относительно существующих иммунитетов от картельного преследования, а также новелл в законодательстве.
И эта позиция нашла отражение в решении Конституционного суда России, которое устранило существовавшую правовую неопределенность».