В середине мая прошлого года параллельному импорту дали зеленый свет. С тех пор ввезено товаров на много миллиардов долларов. О том какие товары, как и в каких объемах ввозят в Россию рассказал заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС, член экспертного совета по энергетике Госдумы РФ Андрей Тенишев в интервью Интернет-изданию «Реальная Россия – rusnewsday».
- Андрей Петрович, отслеживаете статистику?
- В прошедшем году общая стоимость товаров, ввезенных в Россию по параллельному импорту, превысила $20 млрд. Всего же суммарный импорт в Россию в прошлом году составил $380 млрд. Это немногим больше 5% от суммарной стоимости товаров, которые были ввезены в Россию. Немного. Ожидали большего. Это только официальная статистика, которая не учитывает, например, байеров, работающих, в отличие от челноков прошедшего века, как правило, в лакшери сегменте.
- Когда вводились новые правила, многие иронизировали о том, что этот вынужденный шаг не особо отличается от контрабанды. Сейчас механизм прошел обкатку? В чем все же разница?
- Параллельный импорт не является универсальным инструментом. Он позволяет ввезти в страну товар без согласия правообладателя. Он решает проблемы с пересечением таможенной границы и ввозом товара в нашу страну, но проблем с правообладателем товара, с вывозом товара из другой страны параллельный импорт не решает. От контрабанды этот механизм отличается только тем, что товар пересекает таможенную границу легально.
- За это время налажены поставки через Казахстан, Армению и другие страны. Что везут?
- В прошлом году было импортировано товаров почти 2,4 млн т. Перечень этих товаров установлен Минпромторгом, и он периодически меняется. Прежде всего это станки, оборудование, технологические линии, автомобили и запчасти к ним, электроника, а также товары легкой промышленности.
- Не так давно появилась информация о том, что через Казахстан на территорию России было завезено большое количество японских автомобилей. С одной стороны – хорошо, дефицита не будет, но с другой стороны, как быть с техобслуживанием и другими вытекающими последствиями.
- Да, и это не только автомобили. Производители, как правило, отказываются от гарантийных обязательств, технического обслуживания товаров, ввезенных по параллельному импорту. В этом случае обязательства должны брать на себя «параллельные» экспортеры и продавцы товаров. В большинстве случаев так и происходит.
- Сейчас поставками товаров параллельного импорта занимаются сотни компаний. За этим хаосом как-то можно уследить? Насколько сейчас сложно ФАС? Нуждается ли «параллельный» импорт в дополнительных законодательных изменениях?
- Не надо следить за этим хаосом. Это тот самый случай, когда рыночные механизмы сами все выровняют. Здесь не столько для ФАС работа, сколько для Роспотребнадзора и обществ по защите прав потребителей. Риски получить некачественный продукт при использовании «параллельного» импорта возросли. Производитель уже не контролирует качество продукции. Что касается правового регулирования, то да – нужны изменения. Сейчас, когда «параллельный» импорт регулируется постановлением Правительства и приказом Минпромторга, есть большие риски для импортеров. Приказ ведомства с перечнем разрешенных к ввозу товаров периодически меняется. Товар, который был допущен к ввозу, может быть исключен из списка через несколько месяцев. Импортеры могу заказать продукцию на производстве за полгода, а на момент его изготовления и поставки, это может стать нелегальной поставкой и при исключении из списка есть всего три месяца, чтобы завезти его легально. Это влечет большие риски и серьезные издержки для средних и мелких российских импортеров.
Нам надо отказаться от этих списков Минпромторга и, наконец, перейти к полноценному, законодательно закрепленному принципу международного исчерпания прав.
- А какие, на ваш взгляд, основные минусы параллельного импорта?
- Давайте начнем с плюсов. Это – конкурентный механизм, позволяющий избежать или сократить дефицит на товарных рынках. Это – механизм, позволяющий обеспечить гарантии качества выше, нежели при контрабанде товаров. Да и сам механизм – альтернатива контрабанде и черному рынку. Это, в итоге, механизм сдерживания роста цен.
Из минусов – мы поздно начали. Если бы «параллельный» импорт на отдельных товарных рынках был введен 5–6 лет назад, как предлагала антимонопольная служба, то сегодня это был бы уже хорошо работающий механизм. Да и не выглядел бы как исключительно инструмент для обхода санкций. Остальное уже сказано. Главное - поставки без согласия правообладателя и страны, откуда поставляется товар. И отсюда вытекают проблемы с поставщиками и пересечением таможенных границ. Также, отсутствие гарантийных и иных обязательств производителя, а также отсутствие контроля качества с его стороны. Но, даже с этими минусами, это – лучше, чем ничего.
- Этот рынок неспокоен, его постоянно штормит. То вот Казахстан объявил о закрытии своих торговых представительств, то в Турции начали останавливать транзит грузов, идущих в Россию. Какова судьба параллельного импорта?
- Он будет. Это точно. Весь вопрос в доле «параллельного» импорта в структуре импортных поставок. Она будет сокращаться. Например, по мере того, как китайский автопром будет замещать поставки западных автоконцернов, будет снижаться «параллельный» импорт автомобилей и запчастей к ним. То же самое будет происходить с электроникой и бытовой техникой. В целом, я думаю, доля «параллельного» импорта будет составлять 1,5–2% в структуре импортных поставок.