28 сентября заместитель директора Института права и национальной безопасности Президентской академии Оксана Шмалий, директор Научно-учебного центра противодействия коррупции Александр Русецкий приняли участие в совещании, посвященном совершенствованию нормативно-правового регулирования применения механизмов общественного контроля в противодействии коррупции.
Мероприятие, модератором которого выступил первый заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Наговицын, состоялось в Общественной палате РФ. В нем участвовали члены Комитета СФ, представители федеральных и региональных органов власти, Генеральной прокуратуры РФ, общественных палат субъектов Российской Федерации, научных учреждений и общественных организаций. Обсуждались конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики коррупции, повышению роли гражданского общества в борьбе с ней.
«Это участие предлагается укреплять с помощью таких мер, как усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений, обеспечение для граждан эффективного доступа к информации, проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах», – отметил председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. Он напомнил, что эти положения уже нашли отражение в статьях Федерального закона «О противодействии коррупции».
«Несмотря на то, что независимая антикоррупционная экспертиза существует в Российской Федерации более десяти лет; Министерством юстиции аккредитовано почти три тысячи независимых экспертов-физических лиц и более 450 экспертов – юридических лиц; ежегодно ими готовится значительное количество заключений; фактически большинство специалистов сходится во мнении, что данный институт общественного контроля в противодействии коррупции пока не состоялся и носит преимущественно формальный характер. При этом, с течением времени, интерес к проведению антикоррупционной экспертизы у самих независимых экспертов снижается.
Основной причиной здесь является изначальная «ахиллесова пята» независимой антикоррупционной экспертизы – рекомендательный характер заключений эксперта. В связи с этим видится целесообразным, не закрепляя обязательного характера результатов независимой антикоррупционной экспертизы, вместе с тем, предоставить независимым экспертам дополнительные возможности для отстаивания своей позиции», – считает Оксана Шмалий.