Заведующая кафедрой международного и интеграционного права ИПНБ РАНХиГС Е.С. Алисиевич 7 ноября 2024 года выступила на экспертной дискуссии в формате ситуационного анализа «Международный транспортный коридор «Север – Юг».
Стратегическая сессия была организована Центром прикладного анализа международных трансформаций РУДН им. Патриса Лумумбы. Одним из модераторов сессии стала старший преподаватель кафедры МиИП к.ю.н., доцент Н.Ф. Кислицына.
Екатерина Алисиевич осветила текущее состояние и перспективные направления развития правового регулирования международных транспортных коридоров в контексте деятельности БРИКС с учетом геополитического фактора. Особое внимание Екатерина Сергеевна уделила подготовке юристов-специалистов по международному транспортному праву, особенно востребованных в условиях реорганизации логистических маршрутов, важных для внешней торговли России со странами Азии, Африки и Латинской Америки, создания транспортно-логистического каркаса, где главными осями будут МТК «Север-Юг» и МТК «Севморпуть», она также обратила внимание на особое значение Глобального Юга для нового многополярного мира.
Е.С. Алисиевич подчеркнула, что кафедра международного и интеграционного права ИПНБ обладает необходимым научным опытом для подготовки юристов-транспортников во взаимодействии с государственными органами и бизнес-структурами.
В дискуссии приняли участие Торговый представитель России в Республике Корея, сотрудники Минпромторга России, Департамента экономического сотрудничества МИД России, Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК, АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», а также представители бизнеса.
Этот канал – ключевая часть транспортного коридора «Север–Юг», который имеет сегодня для России стратегическое значение. Первые соглашения об организации транзита из Индии в России через территорию Ирана были достигнуты 25 лет назад. Однако основные причалы Волго-Каспийского канала до сих пор не соответствуют нормативным требованиям, выяснили аудиторы Счетной палаты. При этом количество судов, проходящих по каналу, выросло почти в полтора раза по сравнению с прошлогодними показателями.
***
Первые договоренности о развитии международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг» как прямого торгового маршрута между Россией, Ираном, Индией и еще десятком сопредельных государств появились еще в 1999 году. Коридор «Север–Юг» должен обеспечить удобную перевозку грузов из региона Аравийского моря и Персидского залива через Каспий в Балтийское море. Такой маршрут оказывается вдвое короче перевозок через Суэцкий канал, что может обеспечить более дешевый транспорт контейнерных грузов.
К проекту коридора «Север – Юг» уже присоединились более десятка стран, среди которых Азербайджан, Белоруссия, Болгария, Казахстан, Оман, Сирия, Турция, страны Средней Азии и др. До начала санкционной войны в 2022 году проект «Север–Юг» развивался никак не в качестве первого приоритета для РФ. Так, на маршруте Волго-Каспийского канала из-за обмеления регулярно садились на мель грузовые суда из России, Ирана и других сопредельных стран.
После начала конфликта с западными странами в 2022 году российские власти стали выстраивать альтернативные торговые маршруты, в том числе началась и более активная модернизация Волго-Каспийского канала как части коридора «Север–Юг».