В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСИС» 4 декабря 2024 года состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Патриотическое воспитание в системе высшего образования». Событие было посвящено 83-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве за Москву и предстоящему 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На секции «Опыт и перспективы развития отечественной высшей школы (XIX - XXI вв.): сохранение исторической памяти, формирование и развитие гражданственности» своим видением темы поделились преподаватели Института права и национальной безопасности РАНХиГС В.Л. Суворов, доктор политических наук, профессор, декан факультета национальной безопасности ИПНБ, и Х.В. Белашева, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии безопасности факультета национальной безопасности ИПНБ. Содокладчики представили исследование «Политико-психологические особенности отношения студенческой молодежи к проявлениям патриотизма и гражданственности».
В своем докладе исследователи рассмотрели обращение к проявлениям патриотизма и гражданственности через социально-психологический мониторинг студентов, в котором основной акцент смещен на оценку патриотических аспектов мировоззрения и ценностных установок студентов.
«Именно политические представления и ценности современной молодежи могут стать основой для формирования идеологии патриотизма на современном этапе политического развития России», - говорится в докладе.
В рамках реализации государственной политики по развитию патриотического воспитания в Президентской академии на базе факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности была разработана система социально-психологического мониторинга личностно-профессионального формирования и карьерного развития студента. Ключевыми в данной системе социально-психологического мониторинга выступали патриотические аспекты мировоззрения и ценностные установки студента.
В качестве методик студентам были предложены следующие авторские методики: «Уровень сформированности патриотизма», «Отношение к проявлениям патриотизма», разработанные на кафедре психологии безопасности факультета национальной безопасности Х.В. Белашевой и П.А. Побокиным.
Большая часть опрошенных нами студентов хороша знакома с историей своего государства и чтят память предков. Подобное свидетельствует, что выбранный курс образовательной политики России в отношении усиления в учебном процессе исторической составляющей и закреплении представлений об основах российской государственности, является грамотно выстроенной и носит действенный характер.
Исследователи отмечают, что полученные результаты не отражают всего спектра политико-психологических особенностей студенческой молодежи к проявлениям патриотизма и гражданственности, исследование и апробация разработанного психодиагностического инструментария, разработанного на кафедре психологии безопасности факультета национальной безопасности, продолжается. Вместе с тем необходимо отметить, что обращение к проблеме ценностно-мировоззренческого развития современной молодежи требует особого внимания, ведь каждое новое поколение того или иного государства обладает одновременно как общепсихологическими закономерностями своего социально-психологического развития, так и особенностями всего спектра личностных свойств, качеств, находящихся в субъектной зависимости от тех смыслов, которые закладываются через образование, межличностное взаимодействие и коммуникацию, воспитание зрелой и ответственной личности способной совершать высоконравственные поступки, принимать самостоятельные решения, как в отношении собственного развития и позиционирования так и в отношении других людей – семьи, общества и государства.