Минэкономразвития России внесло в правительство проект закона «О платформенной экономике», говорится в сообщении министерства. Законопроект направлен на создание правовых основ платформенной экономики, регулирование отношений между операторами платформ, их партнерами и пользователями.
По мнению заместителя председателя – руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко, специальное регулирование деятельности цифровых платформ призвано защитить потребителей от покупки несертифицированных и опасных для здоровья товаров, создать удобные сервисы, обеспечить предсказуемость взаимодействия граждан и бизнеса с цифровыми платформами, что крайне важно для формирования комфортной деловой среды и дальнейшего развития потенциала платформенной экономики.
«Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить безопасность граждан без создания избыточных требований для бизнеса. Мы стремимся к обеспечению баланса интересов, который позволит защитить права потребителей и одновременно сохранить динамичное и устойчивое развитие платформенной экономики», – приводит слова Григоренко пресс-служба Минэкономразвития.
Основное регулирование нового законопроекта сосредоточено на решении вопросов деятельности посреднических цифровых платформ. Они дают возможность одновременно разместить предложение о реализации товара или услуги, заключить сделку и провести оплату.
«Отношения посредников с их партнерами и пользователями имеют свою специфику. При этом многие неурегулированные вопросы до сих пор отрасль пыталась решить самостоятельно, что создавало дисбаланс в интересах участников новых отношений, поэтому законопроект отвечает на самые острые запросы бизнеса, призван обеспечить в первую очередь предсказуемость ведения предпринимательской деятельности», – отметил министр экономического развития РФ Максим Решетников.
В законопроекте дается определение таким понятиям, как платформенная экономика, цифровая платформа, посредническая цифровая платформа, пункт выдачи заказов (ПВЗ), карточка товара, и др. Кроме того, устанавливается обязательное содержание договоров с партнерами (продавцами, исполнителями, владельцами пунктов выдачи заказов), порядок изменения их условий, предоставления скидок на товары, актов сверки взаиморасчетов, применения санкций, вводится цифровая досудебная система разрешения споров. Документ также уточняет порядок действий при обнаружении недостатков товаров или услуг: в частности, будет реализован функционал предъявления требований к продавцу (или исполнителю) по возврату товаров (через ПВЗ или курьерской доставкой) и денежных средств непосредственно на самой платформе. Отдельными пунктами вводится правовая определенность между платформами и заказчиками с партнерами – исполнителями услуг – физическими лицами (ИП или самозанятыми).
В Минэкономразвития добавили, что в первом квартале планируется внесение законопроекта на рассмотрение Госдумы. В случае принятия закон вступит в силу в сентябре 2025 года.
«Одними из важных вопросов, связанных с платформами, остаются кадровые. Численность их работников достаточно высока, тогда как в трудовом законодательстве такая группа четко не определена. В настоящее время платформенные занятые обычно регистрируются либо как самозанятые, либо как ИП. Основной проблемой оказывается практически полное отсутствие у этих категорий гарантий и прав, которые полагаются работающим по трудовому договору: занятые через платформы не могут рассчитывать ни на больничные, ни на оплачиваемые отпуска, ни на получение пособия по безработице выше минимального размера, ни на пенсии. Наконец, возникают сложности с регулированием не только занятых, но и платформ, на которые они работают. Например, считать ли такие сервисы работодателями или нет, и соответственно, должны ли они выплачивать страховые взносы за работающих с помощью платформ. В разных странах ответы на эти вопросы существенно различаются», – комментирует актуальность законопроекта старший научный сотрудник Центра ИНСАП ИПЭИ Президентской академии Виктор Ляшок.
«Законопроект о платформенной экономике – важный шаг в формировании правовой базы для цифровых платформ, которые сейчас развиваются стихийно. Регулирование отношений между операторами, партнерами и пользователями повысит прозрачность и безопасность сделок, особенно в части контроля за качеством товаров и услуг. Акцент на баланс интересов бизнеса и потребителей поможет избежать избыточных барьеров для предпринимателей, сохранив динамику сектора. Однако ключевым вызовом станет реализация норм без подавления инноваций: излишняя бюрократизация может замедлить рост цифровых сервисов. Успех будет зависеть от гибкости регулирования и диалога государства с участниками рынка», – говорит заместитель директора Северо-Кавказского института – филиала Президентской академии, кандидат экономических наук Вадим Романов.