За год число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России увеличилось на 203 тысячи и достигло 6,4 миллиона. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
«К 1 июля 2025 года общая численность субъектов МСП в России составила 6,4 млн. Это на 203 тысячи больше, чем было на аналогичную дату в прошлом году. То есть прирост за год составил 3,3%», – отметил Исаевич.
В предыдущие два года этот показатель был на уровне 4%, что позволило тогда восстановить численность МСП после пандемии. По словам главы Корпорации МСП, сегодня сегмент выходит на стабильную траекторию роста.
«Сейчас устанавливается равновесие после скачков численности в период ковида, и мы переходим к органической динамике развития сегмента за счет создания регуляторных условий ведения бизнеса», – подчеркнул он.
После недавнего обновления единого реестра МСП, который ведет ФНС, количество малых и средних предприятий в России составило 6,4 млн. До обновления реестра в июне эта цифра превышала 6,7 млн.
«По сути, именно после такой “очистки” реестра (по итогам первого полугодия) мы получаем наиболее точные данные по сектору МСП в стране, – объяснил Исаевич. – Из него исключаются предприятия, прекратившие свою деятельность за последний год, те, кто не представил налоговую отчетность или перестал отвечать условиям отнесения к МСП по структуре уставного капитала или превысил пороговые значения по доходу или занятости».
Такое сокращение наблюдается ежегодно. При этом в годовом отношении сегмент продолжает устойчиво расти.
«Малые предприятия все чаще преодолевают традиционные барьеры и начинают постепенно переходить в категорию средних. Эта динамика фиксируется как в официальной статистике, так и в отраслевых срезах, где доля средних предприятий стабильно увеличивается – по последним данным, годовой прирост этой категории составил почти 12%, что является рекордным среди всех сегментов МСП», – отмечает доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Президентской академии Даниил Гоненко.
«К системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса привлечено большинство крупных госкомпаний страны, включая РЖД, Аэрофлот, Россети, Ростелеком, Сбербанк, Росатом, Почту России и ряд других. Это сформировало мощный и диверсифицированный спрос, в рамках которого могли найти для себя нишу предприятия практически любого профиля. И, наконец, существенную роль сыграла цифровая трансформация системы госзакупок, центральным элементом которой стал портал “МСП.РФ”. На этой площадке можно не только осуществить поиск предложений от заказчиков, но и получить квалифицированную консультацию», – говорит заведующий кафедрой экономики и управления Президентской академии на Урале Александр Победин.