Объем промышленного экспорта России за январь - июль текущего года вырос на 20%, хороший рост поставок фиксируется у продукции машиностроения, металлургии и минеральных удобрений. Об этом заявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт».
«Несмотря на внешние ограничения, объем промышленного экспорта у нас за 7 месяцев увеличился на 20%. Мы видим хорошие темпы роста поставок на внешние рынки продукции машиностроения, здесь рост почти 35%. За 7 месяцев металлургия растет, минеральные удобрения. С учетом этой динамики у нас есть уверенность, что плановые значения этого года мы сможем выполнить. То есть в части промышленной номенклатуры мы сможем перешагнуть, достичь $111 млрд», — сказал он.
Но это не означает, что для страны «открыты все двери», продолжил министр. По его словам, есть ряд проблем с логистическими барьерами, требующих решения.
«Определенные сложности, конечно, связаны с дорогими кредитами, поэтому экспортеры нуждаются в льготном финансировании, особенно это касается масштабных проектов. На внешних рынках идет достаточно жесткая конкурентная борьба, ценовой демпинг. Мы видим это на наших традиционных экспортных рынках, в том числе в Средней Азии, где мы все активнее начинаем сталкиваться с конкурирующим экспортом из других стран, в том числе дружественных», — заявил Алиханов.
«Это требует от нас такой грамотной, как, с одной стороны, дипломатической работы, так и, конечно, экономических различных инструментов, которые будут позволять нам удерживать и развивать позиции на традиционных рынках, но и выходить на новые», — добавил он.
«Рост выручки МСП в машиностроении в последние годы объясняется сразу несколькими факторами. Во-первых, уход иностранных компаний с российского рынка открыл новые рыночные ниши: спрос на отечественную продукцию увеличился в силу отсутствия импортных аналогов или их высокой цены. Во-вторых, свою роль сыграли государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии, доля юридических лиц МСП, занятых в поставках продукции на экспорт, в последнее время выросла до 4,5%. Основными рынками сбыта остаются страны СНГ», — отмечает директор программ Института управления Президентской академии Олег Филиппов.
«Показатели промышленного экспорта показывают адекватный развитию российской экономики рост. В приоритете совершенствование направлений, связанных с вывозом продуктов с высокой добавленной стоимостью, так называемый «умный экспорт». Занять точечные, возможно, не крупные, но стратегические части рынка поможет поддержка конкурентоспособных в международном масштабе стартапов. В целом, происходящая трансформация мировых цепочек создания добавленной стоимости открывает серьезные возможности для развития внешнеэкономических связей, прежде всего, с государствами БРИКС», — считает декан факультета экономики Президентской академии в Нижнем Новгороде Наталия Шмелева.