Почти 60% жителей России заявляет о доверии российским технологиям в банковской сфере, а 90% считает, что банкам следует перейти на отечественное ПО.
Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного ВТБ в преддверии форума «Финополис-2022», сообщает пресс-служба банка.
По данным опроса, каждый третий респондент уже перешел полностью или частично на российское программное обеспечение, в том числе 18% переключились на отечественные технологии и на работе, и на личных устройствах. Еще 19% опрошенных только планируют такие изменения. Не намерены устанавливать российские программы 19% россиян, а для трети пользователей этот фактор не важен в принципе.
Каждый пятый россиянин уже использует российские магазины мобильных приложений. Еще 27% опрошенных планируют работать с такими платформами.
Отечественным технологиям в банковской сфере доверяет 59% респондентов, причем 39% уверены, что российские решения сопоставимы с зарубежными, а 20% полагают, что по качеству они пока уступают иностранным. Треть россиян при использовании российского ПО вместо иностранного чувствуют себя в большей безопасности, прежде всего потому, что оно продолжит работать в случае новых санкций (22%). Четверть аудитории опасается, что отечественные сервисы не смогут заменить иностранное в полной мере.
За последние полгода лишь 15% россиян пришлось поменять привычки при использовании банковских онлайн-сервисов. Среди небанковских сервисов изменения коснулись двух третей аудитории. 36% респондентов стали чаще покупать товары в российских интернет-магазинах, 30% перестали платить токенизированными картами, четверть отказалась от онлайн-покупок на зарубежных торговых площадках, каждый шестой перестал пользоваться иностранными стриминговыми и другими сервисами.
«Российская банковская сфера приняла на себя в этом году сильнейший санкционный удар. Несмотря на него, мы смогли оперативно перестроить свою работу, заместить иностранное ПО отечественными аналогами и сделать все изменения максимально незаметными для клиентов. Это подтверждает высокий уровень доверия, которые российские банки сохранили среди пользователей. Мы убеждены, что наша банковская сфера близка к достижению полного технологического суверенитета. Население нас в этом поддерживает: в обществе очень высок запрос на переход к отечественным технологиям, и мы готовы его в полной мере удовлетворять», – комментирует заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.
Переход на отечественное ПО не может быть осуществлен одномоментно ввиду необходимости больших объемов затрат со стороны компаний и обеспечения их бесперебойной работы. Таким образом, со стороны государства могут быть весьма востребованы меры поддержки спроса, считает заведующая Лабораторией социально-экономических проблем регулирования ИКНД РАНХиГС Екатерина Пономарева. По мнению эксперта, наиболее важно сейчас определить самые востребованные на рынке продукты, которые либо уже отсутствуют, либо могут исчезнуть в ближайшем будущем, и стимулировать именно их развитие
В качестве дополнительных мер поддержки следует обеспечить комфортные условия для работы и вовлеченность в разработку замещающего ПО микро- и малых участников IT-рынка, предлагает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.
Эксперты Академии также отмечали, что важно проводить системную работу в сфере образования по включению в программы изучение отечественного ПО. Директор Центра современных технологий обучения и онлайн ресурсов ВШГУ РАНХиГС Татьяна Лаврова добавляет, что эта работа уже ведется в Президентской академии. Так, по всем образовательным программам определяется перечень отечественных аналогов ПО, которые используются или планируются использовать в соответствующих отраслях экономики. Кроме того, разрабатываются дисциплины, направленные на формирование необходимых цифровых компетенций будущих специалистов, работающих на отечественном ПО.