Российская промышленность едва ли успела восстановиться после пандемии, как перед ней возникли новые препятствия: связанные с санкционным давлением и нарушением логистики, а также задачи, поставленные проведением специальной военной операции.
Вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в интервью ТАСС рассказал о мерах господдержки в промышленности, о том, как будет складываться международное партнерство в новых условиях и что планируется выпускать на автозаводах после ухода зарубежных компаний, а также какая продукция может в будущем выпускаться под брендом Aurus.
Кроме того, он сообщил, выпуск каких авиационных агрегатов удалось наладить в стране и сколько самолетов Ту-214 c двигателем ПС-90А планируется выпускать ежегодно к 2026 году.
— Денис Валентинович, в преддверии Нового года принято подводить итоги. Каким, по-вашему, был этот год для российской промышленности?
— Прошедший год для российской промышленности стал очень насыщенным и во многом показательным: несмотря на все сложности, она демонстрирует неплохие результаты и устойчивость. Коррекция индекса промпроизводства в обрабатывающей промышленности по итогам года ожидается на уровне не более 3%. Мы зафиксировали положительный индекс в отраслях, ориентированных на внутренний спрос: производство лекарств и материалов для медицинских целей, компьютерной техники, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, бумаги. В части упаковки был решен вопрос с производством всей необходимой номенклатуры. Идет работа по стратегически важным для страны проектам: запущено производство неона на базе МГТУ им. Баумана, на воду спущен ледокол "Якутия", подняли государственный флаг на его брате-близнеце "Урале", запущена программа электронного машиностроения, несмотря на колоссальное давление, продолжается реализация запущенных ранее проектов в авиастроении. Вы знаете, что больше других отраслей пострадал автопром, но к концу года мы видим, что ситуация в целом начинает стабилизироваться.
Масштабные задачи перед промышленностью поставила СВО и частичная мобилизация. И здесь у предприятий получается справляться с возросшими потребностями основного заказчика, перестраивать и наращивать производства, расширять штат сотрудников.
Еще одной зоной повышенного внимания в этом году для нас стали новые территории. Мы выстроили прямое взаимодействие с субъектами, наладили связи с крупнейшими индустриальными партнерами, которые помогают возобновить работу местных предприятий. Запущен процесс синхронизации законодательной базы новых регионов с федеральной, что даст им возможность использовать все меры поддержки. Учитывая необходимость комплексного восстановления территорий, по каждому субъекту нужно подготовить индивидуальную программу социально-экономического развития.
— Какие меры господдержки позволили остаться на плаву?
— Промышленности удавалось решать поставленные задачи благодаря сформированному в предыдущие годы запасу прочности, а также оперативным антикризисным мерам. В рамках этих мер более 800 системообразующих организаций получили льготные оборотные кредиты на общую сумму более 1 трлн рублей. Еще 700 предприятий по всей стране воспользовались грантовой поддержкой через региональные фонды развития промышленности (ФРП). Кроме того, федеральный Фонд развития промышленности с начала 2022 года профинансировал 200 проектов на сумму 87 млрд рублей. А еще 119 проектов на общую сумму займов 113,8 млрд рублей одобрены экспертным советом ФРП и находятся в стадии подготовки договорной документации. Продолжена работа по предоставлению Единой региональной субсидии — в текущем году объем ее финансирования составил 3,7 млрд рублей, это значительно больше той суммы, которая была предоставлена регионам в 2021 году. Что касается развития промышленной инфраструктуры — количество индустриальных парков и технопарков в регионах растет. По итогам года мы ожидаем, что общее количество составит порядка 420 парков.
Финансовая поддержка со стороны государства оказалась крайне эффективной и востребованной, а последствия санкций, на которые рассчитывали недружественные страны, были явно переоценены. Предприятия смогли сохранить рабочие места, выплачивать сотрудникам зарплату, сформировать запасы, перенастроить кооперационные связи и логистику.
— В завершение, на ваш взгляд, сколько времени потребуется на полное восстановление российской промышленности?
— На текущий момент существует два сценария прогнозного роста промпроизводства — в обоих сценариях уровень 2021 года будет восстановлен в 2024 году. При этом базовый сценарий предполагает прирост промышленного производства к 2030 году по сравнению с 2021 годом около 33%, а консервативный сценарий — 25%.
«События 2022 года требуют реализации большой программы по переходу к новой модели промышленности. Сегодня мы видим новые проекты, среди которых: перезапуск производства автомобилей "Москвич", запуск в производство новой модели под маркой "Aurus", а также значительное ускорение работ по авиационному двигателю ПД-8. Но такие проекты — только вершина айсберга, скрывающего огромное количество труда по разработке и производству комплектующих, поиску новых источников сырья и материалов, подготовке кадров. Очевидно, что в новых экономических условиях требуется и новый подход к организации промышленности», - поделился Павел Грибов, доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС.
«Сегодня российская экономика находится в переходном периоде. Когда процесс импортозамещения будет завершён, мы перейдём на новый этап развития нашей промышленности. Это сделает ее более крепкой и менее уязвимой к внешним шокам», - добавил Давид Тереладзе, к.э.н., доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС.
«Весной, когда вводили санкции, было довольно много негативных прогнозов. Однако уже к концу лета западные аналитики и представители недружественных стран признали, что ожидаемого эффекта санкции не дают. По крайней мере в краткосрочной перспективе. Эксперты недооценили положительные моменты в развитии отечественной экономики, которые удалось достичь за последние 20 лет. Эти ошибочные оценки говорят об уровне устойчивости нашей промышленности и финансов. Уход брендов, ограничения на поставку товаров унесли многое, но не смогли унести опыт и компетенции, которые сформировались у нашего правительства и представителей бизнес-сообщества», - отметил Дмитрий Десятниченко, к.э.н., доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС.