Минобрнауки РФ в целях адресной подготовки кадров планирует расширять практику применения механизма целевого обучения в вузах, это касается, в частности, инженерных специальностей. Об этом говорится в официальном ответе ведомства на запрос главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, документ имеется в распоряжении ТАСС.
Как отмечал в запросе сенатор, в настоящее время требуется обеспечить предприятия страны инженерными кадрами на долгосрочную перспективу. По его словам, для этого, в частности, нужна материальная база, «чтобы пресечь перетекание кадров в города, входящие в первые 10 регионов России по уровню социально-экономического развития».
«В целях адресной подготовки кадров, в том числе по инженерным специальностям, Минобрнауки России считает целесообразным расширение практики применения механизма целевого обучения путем заключения целевых договоров с поступающими на программы высшего образования, а также с уже обучающимися в образовательных организациях на соответствующих образовательных программах, в том числе в других субъектах РФ», – говорится в документе, подписанном замглавы министерства Дмитрием Афанасьевым.
В министерстве отмечают, что не только доступность высшего образования и возможность целевого обучения влияют на выбор поступающими тех или иных специальностей. «Важны также возможности трудоустройства в регионе и конкурентная заработная плата выпускников, наличие благоприятных условий социальной среды (наличие жилья, детских садов, медицинского обслуживания, наличие физкультурных и досуговых центров для молодых специалистов)», – подчеркивается в документе.
В ведомстве добавили, что численность обучающихся на разных курсах по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета по договорам о целевом обучении по инженерным специальностям составляет 67 385 человек.
В июне 2022 года в пресс-службе Минобрнауки РФ пояснили ТАСС, что основной инструмент целевого обучения – это прием на бюджетные места в рамках квоты приема на целевое обучение, для этого для набора студентов проводится отдельный конкурс. На него проходные баллы традиционно ниже, что «добавляет устойчивый интерес абитуриентов к механизму». Обратной стороной низкого проходного балла является более низкий уровень подготовки абитуриентов, что в будущем может повлечь за собой недостаточный уровень успеваемости, отметили в министерстве. При этом в настоящее время заказчики целевого обучения не имеют инструмента контроля и влияния на процесс обучения целевиков.
«Целевое обучение, наряду с сетевой формой реализации программ и созданием “базовых кафедр”, является инструментом привлечения предприятий к практической подготовке молодых специалистов. Сейчас они мало востребованы со стороны компаний, но дальнейшее расширение охвата учащихся этими формами обучения можно только приветствовать. В качестве шага по усилению позиции заказчиков, на которых возлагаются значительные обязательства по материальной поддержке целевиков, может рассматриваться требование к успеваемости. Так предприятия смогут оказывать влияние на качество подготовки будущих специалистов», – прокомментировал новость Айрат Сатдыков, заместитель директора научно-исследовательского центра по науке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.
«Инженеры – наше все, без них мы никуда не сдвинемся. Расширение практики целевого набора – замечательная тенденция, позволяющая решать не только государственные, но личные задачи выпускника. Так, учащийся будет точно знать, что для него есть место работы, и будет иметь представление о задачах, с которыми столкнется на рабочем месте, еще в процессе обучения», – поделилась мнением Виктория Прудникова, директор Самарского филиала РАНХиГС.