Грузооборот морских портов России за январь 2023 года увеличился на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 74,9 млн тонн. В том числе объем перевалки сухих грузов составил 34,3 млн тонн (+10,6%), наливных грузов – 40,6 млн тонн (+5,0%). Об этом сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Грузооборот морских портов Арктического бассейна сократился на 2,5% и составил 8,3 млн тонн. Из них объём перевалки сухих грузов составил 2,3 млн тонн (+4,4 %), наливных грузов - 6,0 млн тонн (-5,0 %).
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна увеличился на 0,8% до 22,4 млн тонн, из которых объём перевалки сухих грузов составил 8,1 млн тонн (-11,0%), наливных грузов – 14,3 млн тонн (+9,0%).
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна показал самый мощный рост, как минимум, за два последних десятилетия, прибавив 22,7% до 25,2 млн тонн. Объём перевалки сухих грузов в бассейне составил 11,9 млн тонн (+39,5%), наливных грузов – 13,3 млн тонн (+10,7%).
Наконец-то показал рост грузооборот морских портов Каспийского бассейна. Перевалка там выросла на 1,6% до 0,4 млн тонн. Из них объём перевалки сухих грузов составил 0,2 млн тонн (+18,3%), наливных грузов – 0,2 млн тонн (-11,9%).
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 3,2% и составил 18,6 млн тонн. Из них объём перевалки сухих грузов составил 11,8 млн тонн (+7,0%), наливных грузов – 6,8 млн тонн (-2,8%), говорится в сообщении Росморречфлота.
«За первый отчетный месяц 2023 г. рост грузооборота (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) отмечается по всем существенным направлениям, в том числе Балтийского бассейна (рост составил 0.8%), который был тесно связан с грузовыми потоками в направлении стран Европы. Вместе с тем, оптимизм в отношении перспективного роста грузооборота морских портов Балтийского бассейна является преждевременным. По итогам 2022 г. грузооборот морских портов снизился на 3%, что связано со значительным падением перевалки прежде всего сухих грузов (на 20%). Сформированные результаты работы морских портов свидетельствуют, что введенные в отношении нашей страны санкции не смогли нанести сокрушительный удар по транспортному сектору как важнейшему инструменту обеспечения экономического роста. Предприятия транспортной отрасли смогли оперативно адаптироваться к сложившейся ситуации. Перекрытие маршрутов в направлении западных стран автоматически привело к перераспределению грузовых потоков на восточное направление. В условиях стабильного роста грузооборота в морских портах России приоритетной задачей является снятие внутренних барьеров для развития транспортной логистики при формировании внешнеторговых перевозок по территории нашей страны», – говорит Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий (ИЭЕМ) РАНХиГС.
«Рост грузооборота морских портов России в начале 2023 года продолжил положительный тренд, наблюдавшийся в 2022 году, когда произошло восстановление допандемийного уровня 2019 года в объеме 840 миллионов тонн. Представляется, что одной из ключевых детерминант сохранения тенденции роста грузооборота стало увеличение производственных мощностей морских портов России, которое составило 36,64 миллиона тонн в результате строительства и ввода в эксплуатацию ряда объектов инфраструктуры в 2022 году. Предпосылкой сохранения положительной динамики грузооборота морских портов России в 2023 году будет не только введение в них новых мощностей, в частности четырех крупных проектов (терминала СПГ в Мурманской области мощностью 10,4 миллиона тонн, угольного терминала Суходол в Приморском крае мощностью 12 миллионов тонн, универсального портового терминала в Усть-Луге – 8 миллионов тонн, а также перегрузочного терминала СПГ в бухте Бечевинская), но и превращение Азовского моря во внутреннее. Морские порты на территории новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации, эффективно встроившись в национальную портовую инфраструктуру, станут новыми точками развития данной отрасли», – считает Татьяна Подольская, заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС.
«Рост грузопотока связан с импортозамещением – сухие грузы растут быстрее наливных. Более активный рост портов Азово-Черноморского бассейна говорит о переориентации грузовых потоков в Турцию, Арабские страны и Африку. Заметный рост перевалки наливных грузов (+5%) говорит об переориентации трубопроводного экспорта нефти и газа на перевозку нефтеналивными судами и сжиженного газа. Радует факт роста товарооборота через порты Каспийского бассейна, что свидетельствует об активизации работы международного транспортного коридора "Север-Юг" на Иран и далее на Ближний Восток, Индию, Китай. Причем объемы растут, в прошлом году этот рост составил 14%. Увеличение по всем портам, за исключением арктического направления, обнадеживает, так как это свидетельствует об активной адаптации страны к западным санкциям, неизбежности процесса переориентации грузопотока с Запада на Восток», – поясняет директор Астраханского филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук Андрей Петраев.