Оборот электронной коммерции в России за 2022 год увеличился почти на 30% по сравнению с показателями 2021 года, составив 4,98 трлн рублей, говорится в среду в сообщении Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Там прогнозируют, что в 2023 году такие темпы роста могут сохраниться.
«Общий объем интернет-торговли в России за 2022 год составил 4,98 трлн рублей, рост год к году составил почти 30%», – говорится в сообщении. Ассоциация считает, что 25-30% стали ежегодным устойчивым показателем роста в российской электронной коммерции, при отсутствии критических изменений условий на рынке, в том числе валютных колебаний, такой же рост ожидается в 2023 году, уточняется в сообщении.
Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж возросла за год на 2,4 п. п. и составляет 11,6%. При этом в непродовольственной рознице доля онлайн-продаж значительно выше, чем в продовольственной: 19,9% и 3,1% соответственно. Доля трансграничной торговли за год сократилась на 9,4 п. п., до 3,6%.
Большая часть всех покупок в интернете (более 75%) по-прежнему приходится на топ-5 товаров, распределение мест в этом рейтинге остается практически неизменным третий год. На первом месте по популярности находится электроника и бытовая техника (22% в общем объеме продаж), далее следуют мебель и товары для дома (18,3%), одежда и обувь (14,5%), продукты питания (13,2%), товары для красоты и здоровья (7,7%).
Самое заметное увеличение спроса в 2022 году показали следующие категории: ювелирные изделия и часы (рост в 3,3 раза), инструменты и садовая техника (рост в 3 раза), аксессуары (рост на 94%), спорттовары (рост на 90%), зоомагазины (рост на 76%).
Заметным изменением по итогам 2022 года стало появление в топ-10 регионов Воронежа, который вытеснил Татарстан и опередил Самару и Красноярск, тогда как в предыдущие годы он был на 15-м месте. В общем объеме покупок на Москву приходится 19,4% (доля уменьшилась за год на 1%), далее идет Московская область (10,7%), Санкт-Петербург (7%), Краснодарский край (4,7%), Ростовская область (2,6%), Свердловская область (2,6%), Нижегородская область (2,1%), Воронежская область (2%), Самарская область (2%), Красноярский край (1,8%).
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) объединяет крупнейшие маркетплейсы, интернет-магазины и омниканальные компании, формирующие более 70% объема рынка интернет-торговли в России. В АКИТ входят около 80 компаний: Ozon.ru, Wildberries, «Ситилинк», «М.Видео», Avito.ru, Lamoda, «Утконос онлайн», «Перекресток впрок», «Яндекс.Маркет», «Сбермаркет», «Детский мир», «Связной», DNS и другие.
«Рост идет в основном за счёт крупных цифровых площадок – маркетплейсов. Цифровая площадка сама выступает плечом сделки, связывая продавца и покупателя. Такие интернет-пространства очень популярны сегодня у клиентов, поскольку предлагают широкий ассортимент товаров, возможность сравнить и выбрать наиболее подходящую цену, выбрать подходящие условия доставки и логистики. Покупатели быстро привыкли к удобству, вследствие этого среди других участников интернет-торговли маркетплейсы доминируют», – поясняет Юлия Сяглова, директор образовательных программ бакалавриата и магистратуры, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС.
«Рост интернет-торговли – закономерное следствие изменившейся культуры потребления. Приобретение товаров в сети стало вполне повседневной практикой, которая еще более укрепилась за период пандемии. Немаловажный фактор – уход владельцев иностранных брендов и закрытие их розничных сетей. В этих условиях потребители будут больше обращаться к возможности заказать товары онлайн», – считает Дмитрий Кожемякин, доцент кафедры финансового и предпринимательского права Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС.
«Тот факт, что покупателю все удобнее покупать в интернете, говорит и о том, как развивается отечественный бизнес: классические розничные сети развивают собственные интернет-магазины, маркетплейсы активно предлагают продукцию региональных производителей и т.п. И здесь региональные продавцы в заметном преимуществе, относительно столичных, поскольку могут организовать моментальную доставку в своей локации. Мы в регионе наблюдаем растущее количество пунктов выдачи, расширение линейки их услуг, рост сети постаматов, что, безусловно, закономерно, если говорить и об удобстве покупателей, и об их меняющихся предпочтениях», – считает Сергей Шачнев, директор Брянского филиала РАНХиГС.
«Активный рост оборота электронной коммерции свидетельствует об эффективности работы отечественных цифровых торговых платформ, что является одним из необходимых условий развития цифровой экономики России. Увеличение доли Интернет-торговли в общем объеме розничных продаж становится фактором снижения уровня транзакционных издержек в среднесрочной перспективе. Необходимо отметить, что доля онлайн-продаж в непродовольственной рознице существенно превышает соответствующий показатель продовольственного сектора, при этом наблюдается неоднородность распределения онлайн-спроса по регионам страны», – полагает Сергей Андриянов, и.о. заведующего кафедрой экономики и экономической безопасности Брянского филиала РАНХиГС.