Регионы России направили для включения в программу комплексного социально-экономического развития расположенных на Волге субъектов «Великий Волжский путь» около 200 предложений, в их числе – создание единого межрегионального оператора пассажирских перевозок по Волго-Каспийскому бассейну. Об этом сообщил ТАСС в четверг губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
«Со дня проведения первого заседания рабочей группы по настоящее время в секретариат рабочей группы поступило около 200 предложений. Регионами предложено включить в программу мероприятия по созданию единого межрегионального оператора пассажирских и туристических перевозок по реке Волга и Каспийскому морю. Предлагается также создание единого координационного центра туризма и путешествий программы "Великий Волжский путь". Мероприятия по развитию морского круизного и яхтенного туризма предполагают обустройство существующей и строительство новой морской туристической инфраструктуры в городах Астрахань, Махачкала, Дербент», – сообщил Бабушкин.
По его словам, Астраханская область выступила с инициативой о территориально-географическом распространении программы на акваторию Каспийского моря с морскими портами Астрахань, Махачкала и портом Оля, Волго-Каспийский, Волго-Донской и Беломоро-Балтийский каналы, реку Волгу до Дубны и реку Каму до Перми, а также Волго-Балтийский водный путь до выхода в Финский залив. Предлагается также присвоить регионам Европейской части России, прилегающим к этим акваториям, статуса единой геостратегической территории «Великий Волжский путь». По мнению губернатора, «закрепление такого статуса позволит выровнять диспропорции между регионами, скоординировать общие усилия».
«Также среди поступивших предложений – организация строительства автомобильных и железнодорожных подъездов к портам, к речным и морским вокзалам, с организацией разъездов и стыковок их с федеральными трассами. Для сохранения биоразнообразия и увеличения запасов водных биологических ресурсов бассейна реки Волга предлагается учесть в программе мероприятия, касающиеся создания условий для их естественной среды обитания, в том числе по контролю сброса воды и вылова рыбы в период нереста», – отметил Бабушкин.
О необходимости разработки программы «Великий Волжский путь», которая способствовала бы гармоничному развитию всех волжских регионов, Бабушкин в начале 2022 года доложил президенту России Владимиру Путину. Глава государства поддержал программу. В рабочую группу проекта вошли главы волжских регионов, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также руководители государственных и частных организаций и предприятий.
«Великий Волжский путь» – межрегиональный проект, объединяющий регионы Волжского бассейна, где проживает около 60 млн человек, что составляет более трети населения страны. Здесь сосредоточено около 45% промышленных и 50% сельскохозяйственных предприятий России. Проект направлен на разработку комплексной программы развития регионов, с включением мероприятий по оздоровлению Волги и экологии в целом, обновлению флота, увеличению инвестиционной и туристической привлекательности территорий, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.
«Эта программа действительно способствует развитию экономики. В первую очередь, туризма. Спрос на круизные и культурно-познавательный туризм – это мировой тренд. Довольно большой спрос есть и на отдых у большой воды. Безусловно, нужно строить свой круизный флот и улучшать инфраструктуру. Волга сама по себе привлекательна как мощнейшая водная артерия. Поэтому мне кажется, у этих территорий в туристском плане еще много нераскрытого потенциала», – говорит Вадим Прасов, старший преподаватель кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства Факультета гостеприимства ИОМ РАНХиГС.
«Я всегда был за развитие речного туризма. Такое количество километров водных путей - несомненно, огромный резерв для туристической отрасли. На мой взгляд, целесообразно создание такого органа, который будет решать глобальные задачи стратегического порядка. А вот тактические задачи надо отдать на места, чтобы их решали именно те, кто будет заниматься воплощением в жизнь этого хорошего, великолепного проекта», – уверен старший преподаватель кафедры «Менеджмент в индустрии гостеприимства» ИОМ РАНХиГС Александр Преображенский.
«По статистике, речной туризм является одним из лидеров сферы по возвращаемости туристов – каждый третий путешественник снова ступает на борт теплохода. Целевая группа потребителей такого отдыха – люди в возрасте от 50 лет и семьи с детьми. Их привлекают безопасность и качество отдыха. В 2022 году отмечен рост речных туров на 30% по сравнению с 2021 годом, что является объективным тезисом в пользу развития речного туризма.
На берегах Волги расположены 10 областей, 3 автономные республики и более 60 городов, в том числе такие популярные как Тверь, Ржев, Дубна, Углич, Плёс, Тольятти, Самара, Сызрань, Саратов, Камышин и Астрахань. В Волгу впадает свыше 10 рек, причисляемых к крупным водоемам. А в целом реку питают 9 правых притоков и 24 левых. Кама – самый большой волжский приток, протяженность которой составляет 1805 км. Этот уникальный водный бассейн можно и нужно использовать для развития туризма.
Например, город Астрахань всегда привлекал туристов-рыбаков и любителей дикой природы, этот маршрут может быть гармонично дополнен посещением Дагестана, основными туристскими центрами которого являются Махачкала и Дербент. Стратегия объединения городов в единое туристско-рекреационное пространство даст возможность развития смежных отраслей экономики, таких как транспорт, промышленность, образование, сельское хозяйства и приведет к формированию новых видов туризма и путешествий, что в итоге скажется на укреплении имиджа регионов и их населенных пунктов, а в дальнейшем будет способствовать появлению брендов с самыми высокими амбициями», – убеждена Юлия Золотарева, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС.
Эльдар Идрисов, кандидат политических наук, директор Научно-образовательного центра пространственного развития при Астраханском филиале РАНХиГС, отмечает, что потенциал не ограничивается туристической отраслью: «Географическое положение Астраханской области позволяет развивать логистическую инфраструктуру для укрепления взаимодействия с регионами Каспийского моря стран СНГ и Ирана. За последнее время выросли объемы товарооборота через международный транспортный коридор Север-Юг. Развитие программы «Великий Волжский путь» будет способствовать социально-экономическому взаимодействию Астраханской области с регионами Поволжья и центра России».