Минпромторг РФ расширил перечень продукции для поставок в страну по параллельному импорту. В него включены IKEA, а также производители игрушек Hasbro и Mattel, сообщает в понедельник газета «Известия» со ссылкой на ведомство.
«Перечень дополнен рядом брендов моторных масел (Shell Helix, Rimula), бытовой техники (Zanussi, Wahl), косметики и парфюмерии (Kerastase, Yves Saint Laurent), запчастей для сельскохозяйственной и судовой техники (Caterpillar, Bauer Kompressoren). Также в перечень включили бренды игрушек и детских товаров, например, Hasbro, Logitech, Nintendo», – сообщили изданию в пресс-службе Минпромторга.
В ведомстве пояснили изданию, что изменения носят точечный характер. Они дополняют список товаров, разрешенных для параллельного импорта, а также исключают часть марок, которые возобновили поставки в РФ. Отмечается, что стимулирование импорта направлено на те ниши рынка, на которые производителям из России потребуется больше времени для обеспечения потребностей предприятий и потребителей.
По данным газеты, Минпромторг собирается обновить подход к формированию перечня товаров для параллельного импорта. В ведомстве подтвердили изданию, что доделывают механизм в части перехода от включения в перечень брендов до включения правообладателей. По данным министерства, это упростит административные процедуры.
Опрошенные участники рынка пояснили изданию, что сейчас список выглядит следующим образом: министерство указывает группу товаров, а после этого марки, разрешенные для ввоза по параллельным каналам, либо которые следует из них исключить. Отмечается, что при новом подходе вместо конкретных брендов в документе появятся компании, которые владеют сразу несколькими торговыми марками.
В начале марта 2022 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, отменяющее ответственность за так называемый параллельный импорт. Правительство разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В начале мая опубликовали перечень товаров для параллельного импорта, в который вошли 56 групп товаров – автокомплектующие, одежда и косметика, техника и смартфоны, причем как определенных брендов, так и в целом категории товаров. Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях санкций.
«Я бы обратила внимание на отсутствие понятной и прозрачной процедуры включения/исключения брендов в список Минпромторга. Кто инициатор, в каком порядке вносится инициатива, по каким критериям принимается решение», – замечает Галина Баландина, старший научный сотрудник Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС.
«Изменения в список брендов, в отношении которых действует механизм параллельного импорта, вносятся на регулярной основе. Прежде всего внесение новых брендов товаров в список отражает оценку потребительского спроса на товары соответствующего бренда. В частности, по этой причине включение Ikea было одним из самых ожидаемых изменений в списке для потребительского рынка. Но также изменение может быть обусловлено и изменением политики компании-владельца бренда по вопросу ведения бизнеса в России. Те компании, которые возобновляют собственные поставки на российский рынок, исключаются из перечня во избежание создания двух режимов ввоза для одних и тех же товаров, в противном случае разные российские импортеры оказывались бы в неравном положении на российском рынке. Например, на российский рынок недавно вернулась продукция от автоконцерна Toyota. Что касается озвученной инициативы Минпромторга в части изменения самого подхода к формированию списка товаров для параллельного импорта, то прежде всего такая мера необходима с точки зрения упрощения таможенного администрирования. Кроме того, такой подход содействует нивелированию сбоев в потоке параллельного импорта в случае принятия компаниями-владельцами брендов мер по ребрендингу своей продукции. Поскольку в данный момент список составляется точечно по конкретным торговым маркам, изменение наименования автоматически исключает продукцию из-под действия механизма параллельного импорта. Изменение подхода станет особенно ощутимо в отношении товаров от компаний-правообладателей нескольких брендов: ассортимент доступных для импорта товаров автоматически расширится», – полагает Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС.
«Мы видим, что механизм параллельного импорта развивается и эволюционирует. Как показал опыт его работы, потока контрафакта это не вызвало. Сам подход становится более гибким и адаптивным. Минпромторг, оценивая меняющуюся ситуацию в тех или иных нишах внутреннего рынка, с одной стороны, стремится обеспечить возможность для комфортной работы для вернувшихся или заявляющих о возврате на рынок брендов, исключая их продукцию из разрешённого параллельного импорта. Именно так произошло, к примеру, с косметикой Yves Saint Laurent, которую летом 2022 внесли в данный список, а осенью – исключили, в связи с заявленной готовностью бренда осуществлять официальные поставки. Сейчас, как мы видим, бренд вновь внесли в разрешённый для параллельного импорта список.
С другой стороне, регулярные корректировки списка брендов затрудняют регулирование как для Минпромторга, так и для бизнеса. У крупных головных компаний – правообладателей тех или иных рыночных брендов, зачастую имеется широкий модельный ряд схожей продукции, ориентированной на разные рынки или рыночные ниши. Наличие разрешения на ввоз именно того или иного бренда, а не всей продукции головной компании, может приводить к невозможности гибкой и оперативной замены поставщиками, ввозимой и широко востребованной на внутреннем рынке России продукции вплоть до внесения иного бренда в разрешенный перечень Минромторга.
В этой связи, ожидаемое обновление Минпромторгом подхода, связанное с ориентацией не столько на поставку продукции под теми или иными конкретными брендами, сколько на разрешение поставок всей продукции правообладателей-головных компаний, выпускаемой под разными брендами, безусловно упростит амнистирование данных процедур как для самого министерства, так и для субъектов внешней торговли. Последним будет проще организовать параллельный импорт и более гибко подходить к вопросу насыщения внутреннего рынка России востребованной продукцией. Это, в свою очередь, позволит усилить конкуренцию поставщиков и товаров-заменителей на внутреннем рынке, будет способствовать сдерживанию роста, или даже относительному снижению цен на товары», – считает Дмитрий Десятниченко, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС.