Туристический поток по России в 2022 году, по уточненным данным Росстата, вырос на 17% по сравнению с предыдущим годом – до более 68 млн поездок, это позволяет говорить не только о восстановлении российской туротрасли, но и о ее укреплении. Об этом сообщил журналистам президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.
«По уточненным данным Росстата, россияне совершили в прошлом году более 68 млн туристических поездок с размещением в коллективных средствах размещения. Это на 17% больше предыдущего года и в целом даже превысило прогнозы регулятора. Мы рассчитывали на 62 млн поездок, но цифры оказались такие. В 2019 году мы имели объем около 60 млн. Сейчас мы говорим, что с точки зрения внутреннего туризма, как минимум, отрасль не только восстановилась, но и укрепилась», – сказал он.
Согласно уточненным данным Росстата, выездной турпоток из России в 2022 году вырос на 21% относительно предыдущего года – до 23 млн поездок. Однако это более чем вполовину меньше, чем в 2019 году. Изменились и направления для турпоездок. Если до пандемии россияне путешествовали в основном в Турцию и Европу, то в 2022 году – в Абхазию, Турцию, ОАЭ и страны СНГ, рассказал глава РСТ.
По его словам, рынок въездного туризма в прошлом году оказался самым уязвимым. Россию посетили 8 млн иностранных туристов – в три раза меньше, чем в 2019 году. Тогда РФ наравне с гражданами стран СНГ посещали туристы из Европы, Азии и США. В 2022 году большинство турпоездок в Россию совершили граждане стран СНГ.
«В 2023 году внутренний турпоток может превысить допандемийный показатель и составить более 65 миллионов поездок. Первые результаты года радуют – пляжные направления растут на 25-30% к прошлому году, остальные – на 10-15%. В некоторых отелях и санаториях на лето уже заканчиваются места. За последнее время сильно изменился сервис – туристы понимают, что внутри страны отдых может быть качественным и разнообразным», – заявляет Галина Дехтярь, к.п.н., профессор кафедры управления бизнес-процессами Факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС.
«Тенденция увеличения числа поездок внутри страны сохранится. Этому способствует и развитие туристической инфраструктуры – если мы сравним текущую ситуацию с той, что была 10 лет назад, прогресс очевиден. Основным фактором повышения интереса к внутреннему туризму, безусловно, является сокращение выездного туризма. Это как сообщающиеся сосуды – если выездной поток снижается, то внутренний растет. Но, несмотря на все обстоятельства, потребность в отдыхе у людей есть, и достойные предложения на внутреннем рынке тоже имеются. Среди перспективных направлений можно выделить речной, познавательный туризм, агротуризм, туризм выходного дня. И, конечно, оздоровительный и пляжный туризм, спрос на которые всегда был высоким», – отмечает Николай Новичков, д.э.н., Профессор кафедры теории и систем отраслевого управления Факультета инженерного менеджмента РАНХиГС.
«В современных условиях туристическая сфера является особо уязвимой. Она подвержена влиянию и последствий пандемии, и геополитической обстановки. С одной стороны, россиянам стали закрыты многие привычные направления туризма, но с другой стороны, появилась возможность обратить взор внутрь своей прекрасной страны. Уникальные места открываются для туристов по всей России. Конечно, необходимо будет активнее развивать инфраструктуру и прорабатывать новые направления. Нижегородская область, к примеру, может предложить туристам такие новые места, как Керженец, Ветлуга, Семенов», – считает Оксана Ивонина, к.э.н., доцент кафедры экономики и обеспечения экономической безопасности Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС.
«Как сектор российской экономики внутренний туризм имеет очень важное значение, и развивать его необходимо на основе программно-целевого подхода и анализа приоритетных направлений в субъектах РФ. Формирование новой системы направлений внутреннего туризма в России должно осуществляться через проведение полномасштабных маркетинговых исследований, формирование информационно-коммуникационной среды внутреннего туризма, популяризацию природно-культурного наследия, а также нивелирование основных "туристских проблем" – отсутствия или недостатка инфраструктуры», – добавляет Антон Маркелов, научный сотрудник Центра психолого-экономических исследований Поволжского института управления имени П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС.