Началось создание первого в России полностью электрического авиадвигателя, который будет применяться в пассажирских самолетах и тяжелых беспилотниках, сообщил РИА Новости председатель научно-технического совета компании-разработчика «Эколибри» Алексей Рогозин.
Он пояснил, что речь идет о двигателе EM-01 – прототипе первого из семейства авиационных двигателей нового поколения.
«Такого типа двигатели планируется использовать как для создания электрических пассажирских самолётов, в том числе аппаратов вертикального взлёта и посадки, так и в беспилотной технике. Кроме того, мы предполагаем, что этот набор технологий может быть в дальнейшем востребован в автомобиле- и судостроении», – сказал Рогозин.
По данным специалистов «Эколибри», двигатель планируется сертифицировать по требованиям Росавиации и международных авиационных правил. Главная особенность ЕМ-01 заключается в электроприводе с безредукторной передачей, позволяющей увеличить энергетические характеристики, надежность и ресурс авиадвигателя.
«При разработке двигателя внедряется дублирование и резервирование всех узлов и общей схемы двигателя, а также обеспечивается практически полная импортонезависимость комплектующих», – добавили в компании.
Уточняется, что планируемая мощность двигателей семейства «Эколибри» составит от 10 до 200 кВт, чтобы самолеты могли эффективно и безопасно перевозить габаритные грузы и пассажиров.
«Разработка электрических авиадвигателей сегодня одно из самых перспективных направлений. Пока в авиастроении используют компактные электродвигатели-актуаторы для приводов к подвижным механизмам, но уже есть и проходит испытания прототип самолёта на электродвигателе –Extra 330LE. Конечно, до пассажирского электролайнера ещё очень далеко, но беспилотные аппараты на электродвигателях- перспектива ближайшего будущего. Сдерживает развитие самолетов с электродвигателями ситуация с топливными элементами. Пока исследования сосредоточены на получении энергии для непосредственного питания электродвигателей, а также для создания запаса в аккумуляторах. Наиболее перспективной мне представляется технология, в которой химическая энергия топлива превращается в электрическую непосредственно, минуя процесс горения. Кроме того, реальны перспективы электросамолетов, построенных по гибридной схеме, ведь наибольшее энергопотребление происходит при взлёте и наборе высоты, а при горизонтальном полёте энергопотребление самолета снижается в 5–6 раз», – говорит доцент базовой кафедры управления государственным и муниципальным имуществом Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Александр Бородин.
«В настоящее время все большую популярность приобретает электротранспорт. Так, буквально на днях прогремела новость, что Правительство РФ выделило 86.5 млрд рублей на модернизацию и реконструкцию электротранспорта (трамваи и электробусы) в десять российских регионов. В нашу жизнь активно входят электромобили. Но особенно прорывной новостью научного мира стала разработка и использование электродвигателей в авиастроении. Начало создания самолётов с электродвигателями относится к 2000-м годам, при этом основным источником энергии на подобных самолётах стали литий-ионные аккумуляторные батареи. Первоначально подобные самолёты не отличались дальностью перелета и большой грузоподъемностью. И уже в 2021 году на МАКС 2021 Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова представил самолёт Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой, а также электрическую силовую установку для сверхлегкого самолёта Сигма-4, который может развивать скорость до 100 км/чс дальностью полета 100 км . Большим прорывом в российской науке и авиастроении является разработка фирмой «Эколибри» первого полностью электрического авиадвигателя ЕМ-01. Преимуществом данного двигателя перед традиционно используемыми является его экологичность. Так, выбросы углекислого газа при эксплуатации самолётов могут достигать 2-3 процентов всех выбросов. Однако нельзя забывать и о том, что производство аккумуляторных батарей не является экологически чистым. Достоинства данной разработки: возможность экономии на топливе, снижение эксплуатационных затрат, а также существенное уменьшение уровня шума. Все это позволяет удешевлять перелеты и активно использовать самолёты не только по перевозках на дальние расстояния, но и при межрегиональных перемещениях, а также на территориях с тяжёлыми погодными условиями», – комментирует новость эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративной экономики Екатерина Авдеева.