Выручка проекта «Литрес: библиотека», на который приходится около 90% совершаемых закупок российскими государственными библиотеками цифрового литературного контента, за год выросла на 18%. Число выдач цифровых книг за этот период возросло на 9% и превысило 3,5 млн, сообщили в пресс-службе книжного сервиса «Литрес» накануне Общероссийского дня библиотек.
«Проект "Литрес: библиотека", с помощью которого государственные публичные библиотеки могут выдавать своим посетителям электронные и аудиокниги, а читатели получать к ним доступ на 14 дней бесплатно, выяснил, что за последние 12 месяцев затраты на закупки цифрового книжного художественного и нон-фикшн контента выросли на 18%. По оценке "Литрес", по итогам 2023 года рост затрат на закупку цифрового книжного контента составит 20-25% по сравнению с 2022 годом», – говорится в сообщении.
«Литрес: библиотека» предоставляет государственным библиотекам доступ к каталогу с более 740 тыс. книг. Сейчас к проекту подключены 37% муниципальных и 60% центральных библиотек из 80 регионов России. В пресс-службе добавили, что до конца года планируется подключить до 45% муниципальных и 75% центральных библиотек, что позволит увеличить процент проникновения цифрового книжного контента в библиотечные фонды.
По словам генерального директора группы компаний «Литрес» Сергея Анурьева, востребованность проекта, созданного в 2011 году, стала особо заметна в период пандемии коронавируса, когда посещать библиотеки было невозможно из-за санитарных ограничений.
«Количество активных читателей за последние 12 месяцев выросло на 11%, а количество книговыдач на 9% и составило более 3,5 млн. Большой потенциал для развития цифрового книжного контента в библиотеках мы видим сейчас прежде всего в расширении действия Пушкинской карты на электронные и аудиокниги, и включения библиотек в эту систему. Это поможет существенно снизить сроки ожидания выдачи книг читателями и привлечь в библиотеки молодую аудиторию», – цитирует Анурьева пресс-служба.
«Рост трат государственных библиотек на цифровой контент – это действительно очень хорошо. Во-первых, это положительное проявление демократизации технологий, за счет которой литература, знания, полезная информация становятся более доступными для широких слоев населения, в том числе для инклюзивных граждан.
При этом информации в современном мире и так очень много, даже избыточно, вопрос в качестве и достоверности информации. И в этом смысле библиотеки выступают как некий цензор, обеспечивающий стандарт качества, который гарантирует, что доступная информация прошла нужный контроль, что она верифицирована и не является фейком.
Все это вносит вклад в эпистемическую безопасность – безопасность знания. Сейчас появляется обилие новых информационных продуктов, основанных на генеративном ИИ. Главная проблема здесь в том, что они нередко формируют фейковое знание и современному потребителю информации становится буквально невозможно понять, где правда, а где ложь. Оцифровка достоверной информации и предоставление ее населению способствует решению всех этих проблем и позволяет людям, которые хотят развиваться, без особых усилий получать высококачественные знания», – комментирует новость Олег Гуров, к.ф.н., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС.
«Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни, делая их удобнее, повышая качество как государственных, так и коммерческих услуг. Возможность использовать цифровой контент библиотек повысит доступность литературы для всех слоев населения, независимо от места проживания», – добавляет Дина Валитова, эксперт Казанского филиала РАНХиГС.