Индия заинтересована в проектах, которые связаны с развитием Северного морского пути. Как сообщил в интервью ТАСС глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, эта страна также может стать серьезным покупателем произведенных в российской Арктике товаров, таких как СПГ и нефть.
«В первую очередь стратегический интерес для них представляет Северный морской путь. <…> Индия сейчас превращается в одного из крупнейших потребителей энергоресурсов из России, а в перспективе может стать серьезным покупателем товаров, которые производит наша Арктика - СПГ, нефти, концентрата», – сказал он.
Министр также пояснил, что Индия, как и Китай, не может ориентировать всю свою логистику только на один транспортный коридор, например, на Суэцкий канал. «Для них возможность выходить на ключевые рынки сбыта, получать снабжение через альтернативный восточный маршрут, то есть через Северный морской путь – это стратегический императив. Им нужно иметь альтернативный путь», – добавил Чекунков.
Ранее министр сообщал, что на архипелаге Шпицберген разрабатывается проект создания научно-исследовательской станции, интерес к которому проявили Китай и Индия. Кроме того, Индия Индия рассматривает возможность создания контейнерной линии на Севморпути.
«По данным за апрель 2023 года доля Индии в закупках российской нефти в порту Приморск составила 46%, в порту Усть-Луга 48%, Новороссийск – 45%, в Арктическом порту Мурманск – 30%. Таким образом, Индия в настоящее время является лидером по закупкам как российской нефти сорта Urals, так и арктической нефти. Среди масштабных проектов, которые могут в перспективе обеспечить рост грузопотоков нефти через Северный морской путь следует выделить проект «Восток Ойл», который находится в управлении ПАО “НК “Роснефть”. Кроме того, рост грузопотоков СПГ через Северный морской путь в ближайшие три года может быть обеспечен в результате реализации проекта “Арктик СПГ-2”, оператором которого является ПАО “НОВАТЭК”.
В целом наиболее эффективными являются проекты с участием зарубежных инвесторов, которые в дальнейшем обеспечивают приобретение произведённой в рамках проекта продукции. В этой связи инвестиции консорциума нефтяных компаний Индии в перспективные российские проекты могут дать синергетический эффект как для российской, так и индийской экономик», – комментирует новость Тамара Сафонова, к.э.н., доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте РФ.
«Сегодня в Российской Федерации проект номер один – это Северный морской путь. Он обустраивается, модернизируются и строятся порты, развивается судоходство, строятся специальные суда, ледоколы. Возможно, через несколько лет, когда позволит ледовая обстановка и инфраструктурная развитость арктических территорий, мы будем конкурировать с Суэцким каналом. Нужно отметить, что Индия и Китай уже многие годы заинтересованы в арктическом сотрудничестве и инвестируют в развитие арктической экономики России», – делится мнением Вера Сморчкова, д.э.н., профессор кафедры труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС.
«Индия – интересная страна, нет поводов сомневаться в перспективности нашего с ней сотрудничества. Тем более, что нынешняя ситуация, связанная с Украиной и эмбарго на российскую нефть, дает дополнительные преимущества для индийской экономики», – отмечает Борис Пивовар, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами Факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС.
«Для России Индия – это, безусловно, интересный и перспективный рынок сбыта СПГ. Однако крупнейшие действующие и строящиеся заводы СПГ в России находятся на Ямале, расстояние до которого от Индии по Северному морскому пути составляет около 15 тысяч км (около 30 суток на доставку). С учётом обратных пустых рейсов общие затраты по срокам достигают 2 месяцев, следовательно в год один газовоз сможет совершать всего 6 рейсов. Для реализации большого объема сжиженного газа России понадобится большой флот газовозов, при этом временные и финансовые затраты на перевозку будут значительными из-за больших расстояний. Поэтому более перспективными выглядят поставки СПГ в Индию с Сахалина», – считает Артём Голубев, к.э.н., Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС.
«Учитывая, что официальный курс индийского правительства на защиту окружающей среды является одним из доминирующих, и Индия намерена повысить долю газа и атомной энергии в энергобалансе страны, то рост спроса на российский СПГ закономерен. Индия будет заинтересована в участии в проектах по совместной разработке газовых месторождений на шельфе Северного Ледовитого океана, чтобы минимизировать зависимость от рыночных колебаний цен на голубое топливо и избежать ситуации, сложившейся в 2022 году. Тогда из-за завышенных спотовых цен импорт СПГ в 2022 году заметно сократился: в Индию и Бангладеш на 17%, в Пакистан – на 18%. Также представляется перспективным развитие сотрудничества в сфере атомной энергетики. С конца 2022 года Госкорпорация “Росатом” ведет переговоры о возможности строительства еще шести атомных энергоблоков в другом районе Индии, помимо площадки АЭС “Куданкулам” в штате Тамилнаду, где новые энергоблоки уже возводятся», – добавляет Татьяна Подольская, зав. кафедрой международных экономических отношений ЮРИУ РАНХиГС.