Экспортные перевозки по сети железных дорог в адрес морских портов РФ за январь – май 2023 года увеличились на 4,1% по отношению к аналогичному периоду 2022 года и составили 144,9 млн тонн. Об этом сообщили в пресс-службе "Российских железных дорог" (РЖД).
«С начала года отправили по сети РЖД в адрес российских портов 144,9 млн тонн грузов. Это на 4,1% больше, чем в январе - мае 2022 года», – говорится в сообщении.
Экспорт на северо-запад вырос на 6,3% к уровню пяти месяцев 2022 года и составил 56,4 млн тонн, на Дальний Восток – 48,6 млн тонн (+4,3%); в южном направлении – 40 млн тонн (+1,2%).
Положительная динамика наблюдается в перевозках зерна (рост в 2,5 раза к уровню января-мая, до 5,7 млн тонн); химикатов (рост в 1,4 раза, до 1 млн тонн); удобрений (+8,5%, до 9,1 млн тонн), отметили в холдинге. Кроме того, в январе - мае 2023 года увеличился экспорт нефтяных грузов на 0,1% к аналогичному периоду 2022 года, до 31,9 млн тонн. В том числе выросли на 8,5% перевозки в адрес портов Дальнего Востока, до 2,9 млн тонн.
«Потоковая портовая логистика по сырьевым грузам в нашей стране развита. Рост объемов связан с востребованностью указанных грузов на внешних рынках, что демонстрирует их конкурентоспособность. Мы и далее будем наблюдать развитие этого процесса, поскольку уже сейчас в стадии активной реализации находится ряд проектов по созданию новых перегрузочных ж/д мощностей в центральной России, на Урале, в Сибири, на Юге и Дальнем Востоке. В текущих условиях необходимо ещё более активно реализовывать стратегию развития современных транспортно-логистических центров с акцентом на трансграничную обработку и перевалку грузов с помощью ж/д модальности. Прекрасные проекты реализуются в Азово-Черноморском бассейне, на Каспии и на Дальнем Востоке. Мы активно занимаемся развитием мтк “Север-Юг”, мощности которого в самое ближайшее время покажут экспоненциальный рост», – прокомментировал новость Леонид Шляпников, к.э.н., доцент кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС.
«Тенденции прошлого года, связанные с нарушением сложившихся цепочек поставок и удорожанием закупаемых Евросоюзом углеводородов за счет роста ставок фрахта, продолжат действовать и в 2023 году. Однако основной объём российской нефти, перевозимой морским транспортом, уже переориентирован в дружественные страны, а Евросоюз получает ресурсы по превышающим потолок мировым рыночным ценам из альтернативных источников», – отметила Тамара Сафонова, к.э.н., доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества ИУРР РАНХиГС.
«Увеличение числа железнодорожных перевозок в морские порты – это весьма позитивная тенденция, которая свидетельствует о том, что компании пересмотрели свои логистические цепочки и сумели найти оптимальные маршруты в новых экономических условиях. В первую очередь это касается поставок угля: в 3-4 кварталах 2022 года угольные компании смогли решить проблемы, связанные с транспортировкой, и, как результат, в структуре экспортного грузопотока доля угля составила 54,5%. Погрузка угля в порты выросла на 11,1% – в основном в порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Так, поставки угля из северо-западных портов направляются в страны Африки и Ближнего Востока (Марокко, Турция, Израиль), а также в Индию и Китай через Суэцкий канал.
Подобный прирост пропускной способности во многом обусловлен работами по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», в рамках которого произошла реконструкция портов: в 2022 году были введены в эксплуатацию терминал навалочных грузов в Тамани, специализированный угольный перегрузочный комплекс в районе м.Открытый Приморского края, а также морской перегрузочный комплекс сжиженного газа в Камчатском крае. К концу 2023 года планируется ввод западного рубежа расширенного Северного морского пути (универсальный порт «Лавна»). Кроме того, были модернизированы железнодорожные станции (например, Тихорецкая) и участки железнодорожных путей (например, Волховстрой - Мурманск), что также увеличит пропускную способность РЖД. Все это не только позитивно скажется на производительности портов, но и повлияет на развитие и благосостояние этих территорий», – добавила Екатерина Авдеева, д.э.н., профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления - филиала РАНХиГС.