Суммарный объем государственной поддержки российского кинематографа по итогам 2022 года составил 14,9 млрд рублей. Кассовые сборы отечественных фильмов превысили 12 млрд рублей, сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова.
«Общая сумма государственной финансовой поддержки кинематографии в 2022 году составила 14,9 млрд рублей. Это и производство национальных фильмов, и модернизация кинозалов», – сказала она на заседании коллегии Министерства культуры РФ.
При финансовой поддержке государства в производство в 2022 году запущено 406 национальных фильмов. Кроме того, поддержку получили 59 международных и российских кинофестивалей.
По словам Любимовой, общая сумма кассовых сборов российских фильмов по итогам 2022 года составила 12,3 млрд рублей. Российское кино в прошлом году посмотрели более 46 млн человек. Министр также сообщила, что в 2022 году в кинотеатральный прокат выпустили 111 картин, поддержку которым оказали Минкультуры и Фонд кино.
«Продолжается оцифровка кинофильмов Госфильмофонда. В 2022 году оцифровано свыше 2,5 тыс. фильмов, а за период реализации программы – уже более 12,5 фильмовых материалов», – заключила Любимова.
«Кинематографу сегодня дают зелёный свет. Сейчас 100% поддержка детского кино, и в целом нет задержек по финансированию. Финансируются дебюты. Конечно, не только финансы решают – ещё и таланты. Но для кинематографа как индустрии, как производственного процесса это далеко не последний вопрос», – комментирует решение лауреат премии Правительства РФ в области культуры, член Общественно-экспертного совета Министерства культуры РФ, директор научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС Ольга Астафьева.
Алексей Демидов, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС и член правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ в свою очередь отмечает, что этой суммы недостаточно для производства национального кинопродукта. По его словам, бюджеты кино должны быть больше, но и структура финансирования отрасли намного сложнее: есть региональные студии, есть меры поддержки кинотеатров и многое другое.
«Не указаны средства Фонда президентских грантов и Фонда культурных инициатив, где есть статьи про кино, анимацию, фестивали и околокиношные конкурсы. Кроме полноформатного кино, анимации, документального и иного малоформатного кино от Минкультуры России и Фонда кино, есть еще кинопродукция от бизнеса, непрофильный кинопродукт, получивший финансирование из иных бюджетных источников и средств НКО и многое другое», – добавляет эксперт.
Ранее Сергей Кренц, заместитель директора Центра арктических исследований и проектов РАНХиГС, эксперт Проектного офиса развития Арктики прокомментировал трендовый феномен якутского кино: «Есть чем гордиться: например, фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» занял первое место по средним сборам в июне 2022 года в России. Такие результаты возможны в первую очередь потому, что в Якутии была создана уникальная экосистема для поддержки креативных индустрий. Вклад креативных индустрий только региональных центров в экономику РФ составляет около 5%. Опыт Якутии за последние два года показывает, что ставка на развитие креативных отраслей экономики, которая в 2018 году была не очень однозначна для многих экспертов, доказала свою оправданность».