Количество субъектов малого и среднего предпринимательства с 2020 по 2023 год выросло в России на 4,5%, компании ожидают увеличения числа торгов в государственных закупках. Об этом говорится в исследовании «Контур. Торгов», имеющемся в распоряжении ТАСС.
«За три последних года начиная с 10 июня 2020 года количество субъектов МСП увеличилось на 4,5% – до 6 307 055 организаций. Количество компаний растет. Бизнес ждет, что государство поддержит его и даст возможность заработать. То есть увеличит количество торгов для них», – приводятся в исследовании слова эксперта «Контур. Торгов» Василия Данильчика.
В свою очередь сумма завершенных торгов, в которых приняли участие субъекты МСП, по 44-ФЗ (регулирует госзакупки) с 2020 по 2022 год увеличилась с 1,35 до 1,69 трлн рублей. Доля МСП в общей сумме торгов выросла с 2020-го по 2022 год на 2% – до 37%.
По ФЗ-223 (регулирует закупки для отдельных юридических лиц) сумма завершенных торгов выросла в то же время с 1,88 трлн до 2,16 трлн рублей. Доля закупок для МСП также показала рост. «В текущем году для малого и среднего бизнеса по 44-ФЗ заказчики провели торги более чем на 760 млрд рублей, по 223-ФЗ – на 840 млрд рублей», – уточняется в сообщении.
Государственные закупки по № 44-ФЗ – это закупки товаров, работ или услуг, осуществляющиеся за бюджетные средства, при которых отбор лучшего предложения осуществляется на конкурсной основе.
Закупки по № 223-ФЗ – это закупки товаров, работ или услуг, при которых отбор лучшего предложения осуществляется на конкурсной основе. Законом определены только рамки, в пределах которых заказчик может устанавливать свои правила. Заказчиками в таких закупках выступают госкомпании, субъекты естественных монополий, госкорпорации, в которых доля участия государства 50% и другие.
О «Контур. Торгах»
«Контур. Торги» – это комплекс профессиональных услуг и сервисов экосистемы «Контур», которые помогают бизнесу работать с закупками.
«Мероприятия, предпринимаемые правительством, позволяют активно развиваться российской экономике, несмотря на нынешние непростые турбулентные условия. Государство формирует спрос и стимулирует предложение. Малый и средний бизнес, в силу своей способности к быстрой адаптации, постепенно занимает ниши, освободившиеся после ухода иностранных компаний, а также удовлетворяет растущие потребности российской экономики.
Согласно нашим исследованиям и прогнозам, количество закупок госкомпаний у МСП будет только расти. Наши исследования также показали, что, стимулируя бизнес, госкомпании заносят некоторых предпринимателей в реестр единственных поставщиков, что только подталкивает малый бизнес активнее работать и придает ему больше уверенности в будущем.
Выполняя госконтракты, МСП легче конкурировать с ритейлерами и другими крупными компаниями, легче получать кредитные деньги под госконтракты, защищать свои права и интересы. В целом количество проблем, с которыми сталкивался бизнес 3-4 года назад и даже последние полгода, стало сокращаться», – поделился Даниил Гоненко, к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС.
«Для поддержания тенденции роста числа субъектов МСП прежде всего требуется стабильный рост реальных располагаемых доходов граждан. Малый и средний бизнес ориентирован в основном на физических лиц, в отличие от многих представителей крупного бизнеса, продукция которых в значительной мере используется другими компаниями при производстве товаров и услуг», – отметил Артём Голубев, к.э.н., доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС.
«Малое и среднее предпринимательство обладает рядом преимуществ по сравнению с крупным бизнесом. Среди них низкий порог стартовых затрат, возможность применения упрощённого режима налогообложения, гибкость, мобильность и адаптивность деятельности, широкий спектр поддерживающих мер от государства. Последний фактор зачастую играет решающую роль при масштабировании бизнеса и определяет выбор организационно-правовой формы – ООО или ИП. Государственная поддержка позволяет малому и среднему бизнесу на равных участвовать в конкурентной борьбе с крупным бизнесом. В настоящее время благодаря механизму господдержки развиваются сельское хозяйство, торговля, пищевая перерабатывающая промышленность, предпринимательство в отраслях транспорта и связи, сфере услуг, образовании и иных отраслях», – добавила Оксана Терентьева, к.э.н., доцент Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС.