Объем продаж онлайн-торговли России в I полугодии 2023 года увеличился на 20% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составил 2,7 трлн рублей, сообщили ТАСС в пресс-службе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупнейшие российские маркетплейсы, интернет- и омниканальные компании).
«Объем продаж интернет-торговли России за первые шесть месяцев 2023 года составил 2,7 трлн рублей – это на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из этой суммы 97,2% составляют покупки в российских компаниях интернет-торговли, трансграничный рынок сократился до 2,8% в объеме продаж (4,5% в 2022 году)», – сказали в ассоциации.
Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж сейчас составляет 12,7%. Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений.
Лидером среди категорий товаров является цифровая и бытовая техника – на нее россияне потратили в интернете 522,5 млрд рублей, а ее доля в общем объеме продаж составила 19,1%. Также в топ-5: мебель и товары для дома (459 млрд рублей, 16,8%), одежда и обувь (427 млрд рублей, 15,6%), продукты питания (349 млрд рублей, 12,7%), товары для красоты и здоровья (225,5 млрд рублей, 8,2%).
Усиление роли регионов
В АКИТ отметили изменения среди топ-10 наиболее активных в интернет-торговле регионов, которые сейчас обеспечивают 52% от всех покупок в интернете. По сравнению с январем-июнем 2022 года снизилась доля первой тройки регионов.
Первое место в рейтинге традиционно занимает Москва, однако в общем объеме продаж ее доля снизилась до 18,4% с 20,4% годом ранее. На втором месте – Московская область (9,2% против 10,7% в январе-июне 2022 года), на третьем – Санкт-Петербург (6,2% против 7,3%). Доли почти всех остальных регионов увеличились.
Доля Краснодарского края по итогам первого полугодия составляет 4,9% (против 4,4% годом ранее), Ростовской области – 2,9% (против 2,5%), Свердловской области – 2,6% (без изменений), Нижегородской области – 2,2% (против 2,1%), Самарской области и Татарстана – 2% (увеличились показатели Татарстана). Доля Красноярского края снизилась до 1,8% с 2,1% в первом полугодии 2022 года.
По мнению президента АКИТ Артема Соколова, тенденция на увеличение роли регионов в сфере e-commerce, которая наметилась еще в 2020 году, будет становиться еще заметнее. Он сказал, что это связано не только с привычками россиян, возможностью быстро находить нужный товар и сравнивать цены, которые обеспечивает интернет-торговля.
«Сами компании онлайн-ретейла все активнее осваивают регионы – по всей России строятся новые логистические объекты (их общая площадь за три года увеличилась больше, чем в три раза), создаются новые рабочие места, улучшается качество сервиса – эта активность также напрямую влияет на предпочтения россиян», – сказал Соколов, слова которого привели в ассоциации.
«Увеличение обусловлено, с одной стороны, готовностью россиян совершать покупки в интернете в большем объеме. Особенно я бы отметила тенденцию увеличения покупок взрослым населением. По поводу структуры объема продаж – лидируют бытовая техника, мебель, одежда и обувь, продукты питания и товары для здоровья и красоты. Все больше и больше категорий товаров начинает продаваться в интернете. При этом большая готовность покупателей из регионов совершать интернет-покупки требует изменений в инфраструктуре логистики со стороны продавцов. И если еще не так давно даже крупные маркетплейсы не имели хорошей региональной представленности, уж не говоря об обычных интернет-магазинах, которые не готовы были доставлять в регионы, то сегодня это меняется. Покупатели реагируют рублем, они готовы заказывать и получать товар у себя в регионе, что тоже способствует увеличению объемов онлайн-продаж», – говорит Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС.
«Рост рынка онлайн-торговли в России связан с несколькими факторами. Во-первых, это системная перестройка покупательского поведения. Если ранее классическая офлайн-торговля давала возможность выбора и очень востребовано было именно обслуживание клиента, то во время пандемии потребители увидели несомненные плюсы онлайн-торговли: широту ассортимента и удобство доставки. Традиционными лидерами онлайн-рынка являются бытовая техника и товары для дома, то есть товары со сложным потребительским выбором. Вторая причина связана с упрощением оплаты и введением специальных программ лояльности, которые делают эти покупки еще и максимально выгодными», – отмечает Наталья Тихонюк, к.э.н., заведующий кафедрой экономики факультета экономики Владимирского филиала РАНХиГС.
«В росте онлайн-торговли в России значимыми факторами являются высокая плотность проникновения интернета, широкая сеть способов доставки интернет-магазинов. Рынок во многом можно считать ещё не до конца остановившимся в росте, поэтому 20-процентный рост в 1 полугодии 2023 года можно считать закономерным. Вполне возможно, что по итогам года объём розничной интернет-торговли сможет превысить 7,5 трлн рублей», – добавляет Алексей Елаев, старший преподаватель центра дополнительного образования Западного филиала РАНХиГС.