Тема дня: Кабмин определил правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профобразования
Сведения об образовательной организации
Институт права и национальной безопасности
ИПНБ — Интеллектуальный Подход к Надежному Будущему!
Тема дня: Кабмин определил правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профобразования
/ Темы дня

Тема дня: Кабмин определил правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профобразования

14
августа
2023
Тема дня: Кабмин определил правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профобразования

Правительство определило правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Об этом рассказал премьер-министр Михаил Мишустин, открывая оперативное совещание с вице-премьерами.

«В рамках выполнения задач по обновлению высшей школы, обозначенных президентом в послании Федеральному собранию, правительством разработан пилотный проект. Его цель – изменение уровня профессионального образования», – сказал премьер, уточнив, что устанавливается соответствие между действующей системой обучения в вузах и новыми решениями, которые будут опробованы начиная с будущего учебного года. По его словам, эта подготовка станет применяться по более чем ста специальностям, включая такие направления, как землеустройство, машиностроение, транспорт, фотоника, приборостроение, информационные и химические технологии, региональная отраслевая экономика и целый ряд других направлений.

Мишустин отметил, что специалисты с дипломами по этим профессиям очень востребованы сегодня на российском рынке труда, и добавил, что по каждому из этих направлений вузы сами смогут разработать образовательные стандарты. Премьер также сообщил, что были определены критерии эффективности процесса обучения при реализации этого проекта. Среди ключевых параметров – качество приема в высшие учебные заведения, когда учитывается и стаж работы, и призовые места на олимпиадах, конкурсах и других важных показателей, а также вовлеченность работодателей, в том числе при получении практической подготовки.

«Пилот будет осуществляться в шести университетах от Калининграда до Томска. Проект рассчитан на три предстоящих учебных года», – добавил Мишустин, подчеркнув, что в высшей школе необходимы изменения с учетом новых требований к специалистам, «нужен синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, с учетом опыта последний десятилетий».

«Именно таким подходом мы руководствуемся, создавая условия для реализации этого пилотного проекта. Уверен, что он станет важной частью комплексного процесса по обновлению наших высших учебных заведений», – заключил премьер.

Список грантополучателей был определен советом, который возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Гранты предоставляются по результатам деятельности этих центров в 2022 году. Среди получателей грантов – Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова, Уральский федеральный университет, Кемеровский государственный университет, Сибирский федеральный университет и другие.

«В конце 90-х годов, когда Россия активно пыталась войти в Болонский процесс, произошёл отказ от пятилетнего высшего образования в сторону бакалавриата (4 года). При этом сокращение сроков во многом было сделано за счёт уменьшения практик (производственных, преддипломных). На мой взгляд, это было недальновидное решение. Учебные планы по многим специальностям были тоже сокращены – исключены многие важные дисциплины.

Сейчас происходит, по сути, возврат к разумным срокам обучения, апробированным десятилетиями. Наиболее остро это проявляется на инженерных направлениях подготовки. Особенно это важно сейчас, когда доступность высшего образования существенно возросла – если в 80-е годы высшее образование получал только каждый третий выпускник школы, то сейчас это более 60% одиннадцатиклассников. И естественно, это не очень положительно сказывается на уровне подготовки зачисленных студентов. Кроме того, в наше время образование становится гораздо более практикоориентированным, работодателям важно, чтобы выпускник вуза владел практическими навыками работы с оборудованием, приборами, программным обеспечением.

Просто увеличивать сроки обучения нельзя – по разным специальностям картина разная. Где-то 4 лет вполне достаточно, а где -то надо и шесть. Например, специальности, связанные с разработкой и эксплуатацией ядерных реакторов или с радиолокацией и радионавигацией всегда (даже после перехода к бакалавриату и магистратуре) имели срок обучения 5, 5 лет и оставались специалитетом. В переходе к новым уровням очень важна постепенность и последовательность. Учебные планы невозможно переделать мгновенно, а лекционные и практические занятия надо готовить. Отрадно, что министерство науки и высшего образования это понимает, и сначала проводит эксперимент», – комментирует инициативу Борис Илюхин, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.

«В контурах настоящего пилотного проекта просматривается материализовавшаяся идея, которая была распространена ещё во время внедрения бакалавриата и магистратуры – сделать два подуровня образования, где на первом уровне будет даваться фундаментальное образование по направлению подготовки (например, экономика), а на втором уровне уже специализация (страховое дело, налогообложение, бухгалтерский учёт и прочие). Нечто похожее, но уже с вовлечением работодателей, предполагается реализовать в рамках этого эксперимента. Учитывая, что общие условия реализации проекта, не ухудшают положение студентов и круг образовательных организаций ограничивается 8 университетами, то его можно только приветствовать. Главное, чтобы до его окончания и оценки полученных результатов через три года, не было принято решение о широком масштабировании проекта на другие вузы и на другие группы специальностей», – считает Айрат Сатдыков, заместитель директора научно-исследовательского центра по науке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.

«В начале 21 столетия мы снова затрагиваем вопросы профессионального образования, стране требуются квалифицированные профессионально подготовленные кадры. Сейчас реализация нового федерального проекта “Профессионалитет” как раз и позволит приобрести так необходимые знания и умения в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики. В восьми образовательных заведениях Смоленской области начиная с 1 сентября 2023 года будет вестись обучение по 20 специальностям и профессиям (архитектура, строительство зданий и сооружений, землеустройство, прикладная геодезия и другие) – это все востребованные как регионом, так и страной направления», – рассказал доцент Смоленского филиала РАНХиГС Александр Иванов.

Источник


Анонсы

Все анонсы



Бакалавриат и специалитет
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
Магистратура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 3, 6 этаж, каб. 619
ДПО
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп. 1, каб. 2235 и 2236
Аспирантура
119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84, корп.1, каб. А-130
Факультеты Института
Карта сайта
Институт права и национальной безопасности