В голосовании на федеральной платформе дистанционного электронного голосования (ДЭГ) приняли участие 1 млн 72 тыс. избирателей из 24 регионов, явка составила 88%. Жители Москвы голосовали на региональном портале mos.ru. Портрет онлайн-избирателя среди подавших заявление на дистанционное электронное голосование:
68% – женщины, 32% – мужчины
35-50 лет – средний возраст избирателя (44% от всех заявлений)
Топ регионов по активности голосования:
Московская область
Нижегородская область
Алтайский край
Свердловская область
Новосибирская область
Сервисы для выборов на Госуслугах
На выборах-2023 избиратели, кандидаты, партии и избирательные комиссии активно пользовались сервисами Госуслуг:
1,21 млн пользователей в 24 регионах подали заявление на участие в ДЭГ
274 тыс. пользователей выбрали удобный участок при помощи сервиса «Мобильный избиратель»
6,5 тыс. пользователей подали заявление для голосования на дому
9,5 тыс. пользователей проставили подписи в поддержку кандидатов
109 тыс. раз партии и кандидаты воспользовались сервисами для них – получали информацию о выборах, собирали подписи в поддержку выдвижения, размещали фотографии и эмблемы.
836 тыс. личных кабинетов создали члены избирательных комиссий
Узнать о полезных цифровых сервисах для избирателей можно было у Робота Макса на Госуслугах. С 1 сентября Макс ответил больше чем на миллион таких запросов.
«Цифровые технологии стали неотъемлемым инструментом реализации государственных задач, в том числе при проведении выборов. Онлайн-формат, разумеется, не отменяет личного контакта и живого общения госслужащих, депутатов с населением. Электронное голосование – образец того взаимодействия людей и государства, которое, чтобы стать лучше, стало предельно простым.
К тому же этот масштабный проект позволяет протестировать, как преодолеваются инфраструктурные и социальные барьеры, связанные с цифровизацией (такие как скорость обновления актуальной информации в государственных базах данных, уровень владения цифровыми технологиями разными категориями граждан). Госуслуги в электронном формате предоставляются на 70% быстрее, чем в аналоговом, в том числе и поэтому были взяты такие высокие темпы цифровизации государственных услуг», – отмечает Наталья Гаркуша, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
«За последние годы уровень доступности государственных услуг в электронном виде существенно возрос. Это формирует культуру потребления электронного контента, пользования электронными сервисами. Мы точно понимаем, что новое поколение пользователей растет уже в логике получения государственных услуг в электронном формате», – считает Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС.