Все российские школьники с 6 по 11 класс до конца 2024 года будут охвачены профориентационными мероприятиями, что позволит ребятам максимально эффективно выбрать свою будущую профессию и начать развивать соответствующие компетенции, актуальные для современного рынка труда. Об этом сообщил управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин в ходе пленарного заседания «Всероссийское чемпионатное движение как инструмент интеграции системы СПО и высокотехнологичных отраслей экономики» на Чемпионате высоких технологий.
«Наша задача основная – в течение этого, следующего года при поддержке Минпросвещения РФ выйти на стопроцентный охват ребят с 6 по 11 класс профориентационными мероприятиями. Сегодня, к сожалению, это порядка 1 млн человек. Далее, чтобы каждый ребенок, а это <...> 6-7 млн человек, с 6 по 11 класс был охвачен не только уроками, диагностиками, но профессиональными пробами, в рамках которых можно понять – твоя это среда или тебе нужно попробовать что-то еще», – сказал Есин.
По его словам, самым главным инструментом, с помощью которого ведется профориентационная работа со школьниками, является всероссийский портал по профориентации. С его помощью в школах вводится профминимум, и в школах ведутся занятия «Россия. Мои горизонты». Эта платформа, по оценке Есина, востребована среди педагогов, учеников и их родителей.
«Мы фиксируем, что более 9 млн пользователей заходят на портал. Это и педагоги, для которых подготовлен комплект методический по профориентационной работе для каждого занятия. Это и ребята, которые могут пройти верифицированные диагностики Московского государственного университета по профориентации. И родители», – уточнил Есин.
Он также добавил, что один из инструментов Фонда – отдельный курс «Родитель в теме», где можно найти всю информацию о профориентации школьников. «Родитель может в интерактивном формате пройти совместно с ребенком тест и поговорить о том, к чему склонен ребенок и какие ожидания у родителей. Этот откровенный разговор помогает семье правильно выбрать профессию, среду, в которой ребенок будет развиваться», – пояснил Есин.
Первый в России финал Чемпионата высоких технологий проходит на базе ИНТЦ «Валдай» в Великом Новгороде с 18 по 21 сентября. Соревнования проходят по восьми компетенциям в наиболее динамично развивающихся и перспективных направлениях, востребованных в условиях высокотехнологичного производства, цифровой экономики и импортозамещения. В чемпионате принимают участие команды из 30 регионов России, а также из Белоруссии, Абхазии, Азербайджана, Ганы, Индии и Сирии.
«Главная задача профориентации – научить ребенка самостоятельно выбирать, анализировать и оценивать свои ощущения, просчитывать возможности и принимать решения. Потому что человек, за которого выбор совершили, всю жизнь будет считать, что его слегка обманули и винить в неудачах других. Неправильный выбор профессии может стать существенной жизненной ошибкой, которую бывает очень сложно исправить.
Важно отметить, что профориентация – это еще и формирование мотивов будущего. Мир детства при переходе во взрослость должен быть достаточно оптимистичным. Ребенок должен верить в то, что в его судьбе все будет хорошо, и он будет работать там, где захочет», – подчеркивает Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.
«Важно, чтобы часть часов, выделенных на профориентационную работу, проводилась за стенами школы. Чтобы школьники могли прийти в организацию и посмотреть, как и что происходит в реальности. Бизнес также должен всячески этому содействовать. Это даст молодым людям возможность более обоснованно принимать решения», – считает директор Самарского филиала РАНХиГС Виктория Прудникова.