Участок трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса стал победителем в номинации «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула Движения-2023».
Торжественная церемония награждения состоялась в рамках форума-выставки «Транспортная неделя-2023». Памятную награду вручили первому заместителю председателя правления по инвестиционной политике Государственной компании «Автодор» Игорю Ковалю.
Скоростная автомобильная дорога М-12 «Восток» – это часть транспортного маршрута «Россия». Трасса проходит по территории пяти регионов страны: Московской, Владимирской, Нижегородской области, республик Чувашия и Татарстан.
8 сентября 2023 года было полностью запущено движение от Москвы до Арзамаса. Общая протяженность участка – более 415 км.
Трасса М-12 «Восток» обеспечит скоростную связь столицы с другими городами Центральной России и Поволжья, а также даст возможность быстрой доставки грузов не только на внутрироссийском рынке грузоперевозок, но и на экспортных направлениях.
Проект реализуется в рамках нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».
«Автомобильная трасса М-12 входит в состав международного транспортного коридора “Европа – Западный Китай”, который начинается от Санкт-Петербурга. В настоящее время в условиях санкционного давления наблюдается перераспределение грузового и пассажирского движения. С учетом политических факторов за счет ввода в строй новой автомагистрали М-12 прогнозируется рост внутрироссийских перевозок между крупными городскими агломерациями, что положительно скажется на укреплении культурных и туристических связей. Трасса М-12 позволяет использовать “территориальный” потенциал Российской Федерации», – комментирует Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС.
«По оценкам лаборатории, значительный эффект от строительства новой автомагистрали может затронуть не только города по пути следования – Арзамас, Муром – но и районы к югу от Нижнего Новгорода и Казани, города Южного Поволжья, Урала. Из-за сокращения времени поездки и, как следствие, снижения транспортных затрат и издержек перемещения можно ожидать, что ускорятся процессы миграции, в том числе маятниковой, трудовой, образовательной, между Москвой и регионами, связанными автомагистралью, а также произойдет усиление межрегиональных торговых связей», – считает Ксения Ростислав, научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС.
«В современной России высока степень автомобилизации, да и рост объемов автомобильных грузоперевозок требует радикальной модернизации сети современных и качественных дорог. Дороги – это своего рода артериальная сеть экономики страны, от эффективной работы и пропускной способности которой зависит не только устойчивая работа всего социального организма, но и возможности его развития. Если продолжать аналогию с биологическим организмом, то трасса М-12, соединяющая Москву, Казань, Екатеринбург и Тюмень, которую по результатам опроса пользователей соцсетей назвали “Восток”, по сути осуществляет функцию магистрального сосуда, питающего экономический организм всей страны.
Сама по себе новая “автомобильная скрепа” позволит получить быстрый доступ к богатствам недр, лесов, промышленным кластерам Урала и Западной Сибири, откроет широкий простор для инвестиций, обмена технологиями в оба направления – между западом и востоком страны. Открываются дополнительные возможности для развития туристско-рекреационных кластеров в уникальных, красивейших уральских и сибирских горных массивах – с нашими “альпийскими” лугами, целебной минеральной водой и свежайшим воздухом. Преодоление многовековой труднодоступности огромного участка суши “на восток от Москвы” даст импульс для кратного роста внутреннего и международного туризма на Урале и в Сибири», – рассказывает Роберт Акьюлов, профессор Уральского института управления – филиала РАНХиГС.