Концерн ВКО «Алмаз-Антей» завершил модернизацию Единой системы организации воздушного движения в России. Об этом ТАСС сообщил советник заместителя гендиректора концерна Виталий Репин на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2023.
«В 2008 году концерн ВКО “Алмаз-Антей” решением президента РФ был назначен единственным исполнителем и головным поставщиком по модернизации Единой системы организации воздушного движения в России. В 2022 году мы полностью завершили эту работу. В декабре в Ростове-на-Дону была введена в эксплуатацию новейшая автоматизированная система организации воздушного движения нашего производства “Галактика”, которая заменила старое импортное оборудование. На момент начала работ этот укрупненный центр был оснащен испанской системой автоматизации воздушного движения Indra», – рассказал он.
«Теперь мы однозначно можем сказать, что в Российской Федерации полностью вся Единая система организации воздушного движения оснащена нашими российскими системами. Иностранных нет», – подчеркнул Репин.
По его словам, концерн оснастил своим аэронавигационным и метеооборудованием, оборудованием авиационной связи более 200 аэродромов в стране.
«Во время проведения СВО подтвердилась мудрость принятого ранее руководством страны решения. Если бы у нас в Единой системе организации воздушного движения оставались иностранное оборудование, существовал высокий риск его отключения извне или удаленного искажения данных», – добавил представитель концерна. Он напомнил, что в свое время в других странах Европы и Ближнего Востока подобное случалось, и их системы управления использованием воздушного пространства попросту становились «слепыми», диспетчеры переставали понимать, что происходит в их небе.
«В первую очередь ввод Единой системы организации воздушного движения позволит повысить уровень безопасности воздушного движения. Модернизация цифровой инфраструктуры воздушного транспорта реализовывалась с 2007 г. в рамках ФЦП “Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации”.
В соответствии со стратегическими отраслевыми документами от реализации Единой системы организации воздушного движения, ожидалось получить следующие эффекты:
снижение эксплуатационных расходов авиакомпаний на 80 млрд руб.;
рост достоверности авиационных прогнозов метеорологических условий по аэродромам до 88,5%;
полное прикрытие территории России авиационными поисково-спасательными силами и средствами.
В итоге, ожидаемое повышение пропускной способности воздушного пространства должно вырасти практически в 2 раза, что в ближайшей перспективе должно положительно сказаться на перспективах востребованности отечественных авиационных коридоров среди международных авиакомпаний стран-партнеров.
В 2022 г. на фоне обострения международных отношений с западными странами руководством страны четко обозначалась необходимость отказа от использования иностранного оборудования при обеспечении безопасности воздушных полетов. Единая система организации воздушного движения является элементом применения продукции сферы высоких технологий в отечественной гражданской авиации.
Единая система организации воздушного движения, функционирующая на отечественных разработках, уникальна. В ее состав входит 12 укрупненных центров организации воздушного движения (от Калининградского до Петропавловск-Камчатского). Она обслуживает территорию площадью свыше 26 млн. кв. км с протяженностью маршрутов порядка 800 тыс. км.
Ввод Единой системы организации воздушного движения лишний раз подчеркивает рост технической независимости Российской Федерации, особенно в организации транспортного хозяйства и перспективы применения успешного опыта использования передовых технологий в других отраслях экономики», – говорит Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС.
«В целом это очень и очень позитивный процесс. Вместе с тем новые вызовы будут требовать постоянной работы над совершенствованием системы», – отмечает Александр Бородин, доцент базовой кафедры управления государственным и муниципальным имуществом Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.
«Целью модернизации ЕС ОрВД стало создание технической архитектуры и обеспечения аэронавигационной системы РФ в единую в соответствии с международными правилами и стандартами, а также повышение эффективности и безопасности использования воздушного пространства в интересах обороноспособности страны.
Создание, модернизация и автоматизация данной системы не просто еще один шаг в сторону импортозамещения – до этого эксплуатировалась испанская система автоматизации воздушного пространства Indra – но и прорыв с точки зрения обеспечения безопасности нашей страны с сфере воздушных перевозок», – поясняет Екатерина Авдеева, профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления – филиала РАНХиГС.