Правительство России приступило к работе над новым национальным проектом «Транспорт», сообщили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Формирование нацпроекта обсуждалось на установочном совещании под председательством первого зампредседателя правительства. В настоящее время в сфере транспорта реализуются два крупных нацпроекта: «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Текущий год является завершающим для достижения целей каждого из них. Нацпроект «Транспорт» станет преемником этих двух действующих нацпроектов.
«Новый нацпроект – это, по сути, впервые осуществляемая попытка создания системы планирования и реализации развития транспортной инфраструктуры в нашей стране, исходя из конечной задачи, которую поставил Президент России, связанной с повышением мобильности населения и с обеспечением доступности транспортных сетей для грузоперевозок с учетом освоения новых для нашей страны внешних рынков дружественных стран», – процитировали в секретариате слова Белоусова.
Он напомнил, что в 2021 году была утверждена новая Транспортная стратегия, пересмотрены долгосрочные ориентиры развития отрасли. Стратегией предусмотрено формирование единой опорной транспортной сети, которая легла в основу разрабатываемого нацпроекта «Транспорт». Именно на нее планируется опираться при формировании структуры проекта.
Белоусов сообщил, что разработку нового нацпроекта планируется осуществить в ближайшие четыре - пять месяцев. Проект концепции нового нацпроекта участникам совещания представил министр транспорта Виталий Савельев. Главной целью нацпроекта «Транспорт» является обеспечение связанности всех видов транспортной инфраструктуры. Предварительная структура проекта предусматривает формирование нескольких федеральных проектов, направленных на достижение двух результатов: обеспечение роста провозных мощностей и пропускной способности транспортной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети, а также рост мощностей транспортной инфраструктуры для пассажирского сообщения и связанности территорий более чем в два раза.
Министр транспорта отметил, что «важным отличием национального проекта «Транспорт» от действующих национальных проектов станет создание единой системы приоритизации и оценки эффектов от мероприятий с учетом транспортно-экономического баланса и методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета. Это позволит оптимально развивать инфраструктуру и эффективно расходовать бюджетные средства с учетом конкретных измеримых результатов.
В секретариате Белоусова отметили, что участники совещания в целом одобрили предлагаемый проект концепции нацпроекта и внесли ряд конструктивных предложений по его доработке. Там добавили, что представленный проект концепции нацпроекта «Транспорт» получил активную поддержку представителей транспортного бизнес-сообщества.
«Новый нацпроект находится на стадии разработки, но отмечается, что перспективные транспортные проекты из нацпроектов БКД и КПМИ, которые привели к положительным результатам, будут перенесены, актуализированы и продолжены. В концепции нового нацпроекта "Транспорт" также будет учитываться освоение внешних рынков дружественных стран и усиление внешних связей, что благоприятно скажется на развитии грузовых и пассажирских перевозок, в частности, международных авиаперевозок, которые значительно сократились из-за пандемии и санкционных ограничений.
Следует отметить, что в фокусе нового нацпроекта - развитие опорной транспортной сети, которая объединила бы все виды транспорта. В свою очередь это должно способствовать сбалансированному развитию всех отраслей транспорта и улучшению транспортной связанности внутри страны. Отдельное внимание будет уделено технологическому развитию транспортной отрасли в рамках решения поставленных стратегических задач по достижению технологического суверенитета России», – рассказала Ксения Ростислав, научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС.
«Уверенность в государственной поддержке и инвестициях поможет привлечь частные компании к участию в проектах дорожного строительства. Это позволит не только развить инфраструктуру, но и создать новые рабочие места, стимулировать экономику и улучшить качество жизни граждан», – добавила Марина Автомонова, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.