Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета РФ выросли в 2023 году на 16%, до 28,3 трлн рублей. Об этом на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) России сообщил руководитель ведомства Даниил Егоров.
«По ненефтегазовым доходам увеличение [поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2023 году] на 16% или почти на 4 трлн руб. к прошлому году», – сказал Егоров.
Согласно представленным ФНС материалам, в 2022 году поступления ненефтегазовых доходов в консолидированный бюджет РФ составили 24,5 трлн рублей, в 2023 году – 28,3 трлн рублей.
По словам главы ФНС, доля ненефтегазовых доходов в консолидированном бюджете РФ выросла за прошлый год с 73% до 78%. Поступления налога на прибыль выросли на 25%, до 7,9 трлн рублей, НДС – на 11%, до 7,2 трлн рублей, НДФЛ – на 14%, до 6,5 трлн рублей.
Егоров также заявил, что поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ ожидаются в 2024 году на уровне 52,5 трлн рублей, что на 12% больше 2023 года.
«Что касается прогноза [налоговых поступлений в бюджетную систему РФ] на этот год, это рост на 12%. Мы планируем выйти на показатель 52,5 трлн рублей с ростом, как я сказал, 12%, что плюсом составляет 5,7 трлн рублей», – сказал он.
Согласно представленным ФНС материалам, поступления в консолидированный бюджет должны вырасти на 11%, до 40,4 трлн рублей, в федеральный – на 20%, до 23,6 трлн рублей, в консолидированные бюджеты субъектов РФ – на 1%, до 16,8 трлн рублей.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета должны составить 12,5 трлн рублей – на 6% больше, чем в 2023 году. Поступления от НДС ожидаются на уровне 7,7 трлн рублей (+0,7%), от налога на прибыль – 1,94 трлн рублей (+1%). Кроме того, ожидается, что поступления от НДФЛ увеличатся на 75% – с 0,16 трлн до 0,28 трлн рублей.
«Государство выделяет большие средства для развития экономики, это не может не приводить к росту налоговых поступлений. Собираемость налогов увеличивается прежде всего благодаря эффективной работе налоговых органов, использующих самые современные технологии. Рост поступлений налога на прибыль ненефтегазового сектора, НДС, страховых взносов и НДФЛ можно связать с государственной поддержкой бизнеса», – считает Виктор Мачехин, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований налоговой политики Президентской Академии.
«Непрерывное повышение эффективности налогового администрирования способствует формированию надежной основы для бюджетной системы, аккумулирует ресурсы для выполнения социальных обязательств государства, обеспечивает финансирование экономики», – добавляет Ирина Куликова, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала Президентской Академии.