Итогом пилотного проекта по переходу на новые уровни образования должен стать перевод всей системы высшей школы на новые единые стандарты. Об этом заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на обсуждении в Санкт-Петербургском горном университете Екатерины II.
- Например, в инженерном образовании будет определенный набор дисциплин, которые формируют, с одной стороны, мировоззрение у студента, а с другой – готовят из него профессионала высокого уровня под потребности работодателя, - отметил Валерий Фальков. - Появление такого ядра сформирует единое образовательное пространство на территории России. И поспособствует студенческой мобильности.
Другая важная задача – усиление практики и более тесное сотрудничество вузов с работодателем. Программы подготовки должны отвечать запросам рынка труда.
Вокруг вузов-участников «пилота» нужно сформировать пул вузов, которые, пользуясь их опытом, могли бы начать перестраивать свою работу по новым принципам.
- Лучшие практики, накопленные и апробированные изменения, которых за 10 месяцев удалось достичь нашим университетам в «пилоте», станут основой для перехода других вузов на новую систему, – подчеркнул Фальков. - Так мы сможем тиражировать лучший опыт на всю систему высшего образования.
Министр поручил ректорам до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года в пилоте.
Напомним, в пилотном проекте участвуют шесть университетов: Санкт-Петербургский горный университет, БФУ им. Канта, МАИ, МИСИС, МПГУ и Томский госуниверситет.
«Самый важный аспект перехода на новые стандарты заключается в идее единой системы подготовки в рамках определенного направления профессиональной деятельности (например, инженеров-машиностроителей, технологов химических производств, специалистов в сфере радиоэлектроники и т.д.) в соответствии с содержанием фундаментального ядра, которое является основой для всех родственных профессий.
Такой подход позволит существенно сократить количество дисциплин общепрофессиональной подготовки, разработать качественные учебники, лабораторные циклы и электронные образовательные ресурсы, что, в свою очередь, должно позитивно сказаться на качестве образовательных результатов.
При этом нововведения усиливают процесс развития взаимодействия вузов с ключевыми работодателями. В программах остается достаточно места для специальных дисциплин и практик, которые будут разрабатываться в соответствии с теми квалификационными требованиями, на которые обратит внимание работодатель. Программы должны стать более гибкими, практикоориентированными и отвечающими запросам рынка труда. Конечно, гибкий образовательный процесс, работа с программами, результаты освоения которых могут меняться даже в процессе реализации, трудоемок и непривычен для вузов. Именно поэтому опыт пилотных университетов подлежит детальному анализу, а лучшие практики широкому внедрению», – рассказал Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Президентской Академии.
«Новые единые стандарты зафиксируют переход системы высшего образования на отечественный путь развития. Они позволят суммировать все лучшее, что было накоплено, и сформируют прозрачные правила создания и реализации образовательных программ, имеющих единое личностное и профессиональное ядро специалиста, но ориентированных на конкретные отрасли и работодателей», – добавил Евгений Егоров, заведующий кафедрой государственного управления и менеджмента Нижегородского института управления - филиала Президентской Академии.